[Level One] Нет, это фантастика! [Наталья Самохвалова]

229

Разберемся в главных фантастических книгах человечества: от жутких антиутопий до волшебных миров

В фантастических книгах можно увидеть гораздо больше, чем просто увлекательную историю
Сквозь образы домашних эльфов проглядывают проблемы неравенства.
Сюжеты про войны миров цитируют мифологию и Библию.
В попытках разглядеть в небе огни вражеских космолетов читаются отсылки к историческим событиям.
Невероятные идеи писателей предсказывают вещи, которые появляются в реальности спустя несколько лет,
вроде Фейстайма, который братья Стругацкие описали еще в 1979 году.

У всех фантастических миров есть свои законы, а у их авторов — набор приемов, заставляющих читателя в них поверить
На курсе мы поймем, как устроена фантастика изнутри: разберемся в классических сюжетах, мотивах и авторских приемах. А еще поймем, как миры разрастаются настолько, что выходят за пределы книг.

Программа курса
#1. Космические путешествия и контакт с инопланетянами
#2. Искусственный интеллект, роботы и технологии
#3. Конец света и постапокалипсис
#4. Иные миры
#5. Школы волшебства
#6. Магический реализм

Подробно:
#1. Космические путешествия и контакт с инопланетянами
Космолетчики отправляются к далеким галактикам и встречают там инопланетные формы жизни. На лекции разберемся, когда человечество задумалось о путешествиях на другие планеты и почему эти сюжеты оказались такими привлекательными.
Для чтения:
«Игра Эндера» Орсона Скотта Карда: классика среди книг про межпланетные путешествия и встречи с инопланетянами.

#2. Искусственный интеллект, роботы и технологии
Фантасты видят технический прогресс по-разному: некоторые прогнозируют связанные с этим этические проблемы, другие моделируют альтернативное развитие человечества, третьи пишут о столкновении неподготовленных землян с инопланетными технологиями. На лекции разберемся, что фантастика думает о технологиях.
Для чтения:
«Мечтают ли андроиды об электроовцах» Филипа Дика: предшественник киберпанка, книга, где впервые поднимаются проблемы, связанные с искусственным интеллектом. Именно по этому роману был снят культовый фильм «Бегущий по лезвию».
«Нейромант» Уильяма Гибсона: классика мирового киберпанка.
«Пикник на обочине» братьев Стругацких: классика жанра советской фантастики, с которой началась вселенная Сталкера.

#3. Конец света и постапокалипсис
Как именно человечество приведет себя к гибели? Этот вопрос тысячелетиями интересовал писателей. Мы рассмотрим самые разные варианты конца и сценарии жизни в постапокалиптическом мире.
Для чтения:
«Господь Гнева» Роджера Желязны и Филипа Дика: книга от знаковых фантастов, чьи размышления основаны на христианских идеях — это настоящий феномен фантастической литературы.
«Дорога» Кормака Маккарти: роман, который фантазирует, что будут делать люди после апокалипсиса.

#4. Иные миры
У всех фантастических миров есть свои законы, а у их авторов — набор приемов, заставляющих читателя в них поверить. На лекции разберемся, как писатели создают иные миры и откуда взялись населяющие их существа — эльфы, орки, хоббиты, гоблины, инопланетяне.
Для чтения:
«Кровь и железо» Джо Аберкромби: пример того, как жанр фэнтези трансформировался в 21 веке.
«Дорога славы» Роберта Хайнлайна: роман, сочетающий научную фантастику и фэнтези.

#5. Школы волшебства
На примере фэнтези, посвященным школам магии, раскрывается тема взросления. Отношения учителей и учеников, поиск авторитетов, образовательная система, сепарация — актуальные вопросы, но в антураже волшебных приключений. На лекции мы рассмотрим все разнообразие произведений, посвященных школам волшебства.
Для чтения:
«Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг: как «Война и мир», кажется, что мы все знаем об этой книге, даже не читая (но это не так).
«Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин: книга, в которой можно увидеть сразу все мотивы магических романов взросления.

#6. Магический реализм
Магический реализм из латиноамериканского феномена стал глобальным явлением. На лекции узнаем главное об этом жанре и посмотрим на знаковые книги от классического латиноамериканского магического реализма 1960 годов: Маркеса, Борхеса, Кортасара — до современного: Салмана Рушди и Макса Фрая.
Для чтения:
«Игра в классики» Хулио Кортасара: экспериментальный роман, который можно читать, перепрыгивая с главы на главу.
«Дети полуночи» Салмана Рушди: роман, тесно переплетенный с реальной историей Индии, трижды обладатель премии «Букер».

Автор курса: Наталия Самохвалова
филолог, преподаватель научной фантастики и фэнтези в НИУ ВШЭ. При этом на фантастические книги Наталья смотрит максимально широко. Оцените бэкграунд: 10 лет руководила Летней школой по изучению античности, преподает зарубежную литературу, а еще древнегреческий и латинский языки в Schola Latina (Монтелла, Италия) и CAELUM (Мадрид, Испания)