[Level One] Открывая сказки: герои и смыслы самых главных историй [Елизавета Касилова]

240

Открывая сказки:герои и смыслы самых главных историй Елизавета Касилова

«Мы вернемся к книгам, прочитанным в детстве, к книгам, которые мы будем читать своим детям или внукам — и посмотрим на них взрослым взглядом, увидим, как много «нюансов для взрослых» в них заложено. Шедевры детской литературы почти никогда не пишутся только для детей»

ПРОГРАММА:
8 вебинаров
• Как устроены сказки и при чем здесь голливудские фильмы
На лекции обсудим базовую сюжетную схему, по которой строятся любые сказки. В большинстве сказок со всего мира есть обряд инициации, волшебные дары и помощники — узнаем, зачем они нужны и что символизируют. Увидим, как эти классические сюжеты работают сегодня на примере «Голодных игр», «Аватара» и «Матрицы»

• Подтексты и психологизм «Щелкунчика» и других сказок Гофмана
На лекции будем разбираться с символами и подтекстами самых известных сказок Гофмана: «Щелкунчик», «Золотой горшок», «Песочный человек».
Рассматривать его творчество мы будем через призму романтизма, который доминировал в литературе того времени. Как и все романтики, Гофман интересовался тем, что скрывается в глубине души человека, в «подсознании» — за это его называют одним из праотцов психоанализа.
• «Волшебник Изумрудного Города» vs «Волшебник Страны Оз»
На лекции поговорим о биографиях Волкова и Баума, и о культурно-историческом контексте, в котором каждый из них существовал. Сравним первую книгу из цикла об Изумрудном городе и из цикла о Волшебнике страны Оз и попытаемся понять, почему сказки звучат так по-разному? Проанализируем главных героев и наконец поймем, как родились образы Страшилы и Железного Дровосека.

• «Алиса в стране чудес»: языковые игры и математические подтексты
На лекции поговорим об истории создания «Алисы» и о том, как ее приняли первые читатели. Обсудим языковые шутки Кэрролла и попытки этот юмор перевести — часто речь идет о вещах, абсолютно непонятных для российского читателя. Ну и отдельно разберем математические шутки и игры — недаром Кэрролл преподавал математику в Оксфордском университете.

• Почему Винни-Пух — философ абсурда
На лекции поговорим о книге как о «лингвистической сказке» — то есть сказке, в которых большую роль играет язык и шутки. Узнаем, как переводить такие книги и чем российский Винни отличается от оригинального. Отдельно разберем тему философию в «Винни Пухе» и узнаем, что такое «философия абсурда».

• Астрид Линдгрен и ее Пеппи Длинныйчулок: кто кого воспитывает?
Лекцию начнем с обсуждения биографии автора, связь произведений с общественной и педагогической позицией Линдгрен. Узнаем, на какой фольклор опирается образ Пеппи Длинныйчулок и как восприняли ее первые читатели. Потом переключимся на другие книги: Карлсона и одну из самых популярных книг на родине писательницы — «Братья Львиное Сердце».

• Как появился «Хоббит»
На лекции узнаем, как скромному оксфордскому профессору удалось создать одну из самых популярных книг всех времен и народов. Узнаем, как книга про хоббитов связана со средневековой литературой и эпическими поэмами Англии. Познакомимся с жанром фэнтези и узнаем, что отличает его от литературной сказки и от фантастики.

• Как Гарри Поттер нас всех околдовал
На лекции обсудим, по каким правилам современные авторы конструируют сказки, и познакомимся с неомифологизмом — одним из ярчайших явлений культуры 20 века.
Увидим классическую схему волшебной сказки, отсылки к фольклору, алхимические и христианские символы. Отдельно поговорим о параллелях с классической английской литературой: готическим романом, детективом и политической сатирой.