[linguafranconia] Спринт der, die, das: как определить род немецких существительных [Катерина Томилина, Камилла Хасанова]

260

За 6 уроков научимся определять
род немецких существительных, а не зубрить его!

Урок #1
Вводный
В первом вводном уроке мы разбираем все правила и законы определения рода, а также алгоритм его освоения. Помимо этого проведете само-диагностику, насколько хорошо вы уже определяете род немецких существительных
Урок #2
Суффиксы и псевдо-суффиксы женского рода
Мы разберем большую группу слов женского рода с суффиксами и псевдо-суффиксами и запомним их без зубрежки!
Урок #3
Суффиксы и псевдо-суффиксы мужского и среднего рода
Мы продолжим разбирать 87 суффиксов и псевдо-суффиксов, показывающих род: разобьем их на удобоваримые группы и освоим несколько техник для их быстрого запоминания.

Мы уделим особое внимание суффиксам
и окончаниям, которые могут показывать разные рода в зависимости от значения
и других параметров
(das Format/der Automat,
der Intellekt/das Projekt,
der Maler/das Messer/die Butter)
Урок #4
Словообразование
Мы разберем ключевые законы словообразования, уделяя особое внимание существительным, образованным от глаголов:

fahren → die Fahrt/Fuhrt
vs. das Fahren vs. die Fahrerei
fliegen → der Flug vs. das Fliegen

Урок #5
Семантические группы (категории)
Мы разберем несколько десятков категорий, за которыми закреплен конкретный род.
Кроме того, мы освоим алгоритм запоминания этих групп и разберем важные детали.

Помимо маленьких групп (хорошо, все стороны света мужского рода, но это всего 4 слова) мы будем смотреть на глобальные концепты, как, например, плоские поверхности, дыры, углубления.

Именно понимание таких широких концептов помогает выработать пресловутое «чувство языка».

Кроме того, мы увидим, что важно работать с маленькими группами и как опасно обобщать («фрукты и овощи женского рода» → зеленые листовые/стеблевые овощи мужского рода
der Brokkoli, der Spinat, der Salat, der/die Rucola, der Kohl, der/die Sellerie..)

Урок #6
Фонетические ключи
Самая неочевидная техника,
которую почему-то никогда не преподают на языковых курсах, но германисты ее активно изучают уже с 70-х годов!

Мы посмотрим на структуру слова и слога и увидим, как количество и расположение гласных и согласных и слогов
влияет на род
.

Бонус-урок
Этимология и заимствования, а также стратегия «прочистки» лексики, мнемотехники & приложения
Многие «исключения» объясняются историей происхождения слова.
Мы уделим особое внимание заимствованиям из греческого и латинского и увидим,
почему Abitur среднего рода, несмотря на окончание -ur, а Käse мужского рода,
хотя по формальным признакам двусложное существительное на должно было бы быть женского рода.

А также мы разберем стратегии, следуя которым, вы сможете «прочистить» свой собственный словарный запас и «переучить» слова с неправильно запомненным родом.

Кроме того мы познакомимся
с мнемотехниками
для запоминания исключений
и самыми эффективными бесплатными приложениями и алгоритмами работы с ними, которые помогут нам «прочистить» род тех существительных, которые вы уже знаете.