[М-Логос] Правовые аспекты электронной коммерции [Антон Брагинец, Александр Савельев]
500₽
Даты проведения: 20.09.22 — 18.10.22
В современной России объемы электронной коммерции постоянно растут. Все больше сделок заключается в интернете или посредством интернета. В свете проблемы COVID-19 эта тенденция только усилится. В то же время множество правовых вопросов, возникающих в этой сфере, до сих пор не имеют решения. Настоящая программа повышения квалификации нацелена на анализ ключевых правовых проблем электронной коммерции, разбор типичных ошибок и выработку предложений по их решению.
Продолжительность обучения – 33 ак. часов.
Целевая аудитория
Юристы, работающие или планирующие работать в сфере электронной коммерции.
Лекторы
Брагинец Антон Юрьевич
генеральный директор компании «DataCase»
Ельченко Олег Владимирович
ведущий юрист ООО «Щекин и партнеры»
Никитина Татьяна Евгеньевна
начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России
Савельев Александр Иванович
к.ю.н., юрист компании IBM (Россия/СНГ), старший научный сотрудник НИУ ВШЭ, член Консультативного совета при Роскомнадзоре
Смирнова Екатерина Александровна
руководитель антимонопольной практики АБ «Иванян и партнеры»
Программа
I. ДОГОВОРНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
— Особенности заключения договоров в сети Интернет (правовой режим информации на веб-сайте и дисклеймеров о ее справочном характере). Новые требования ГК РФ к простой письменной форме сделки. Вопросы действительности click-wrap и browse-wrap соглашений. Заключение договоров в интернете посредством совершения конклюдентных действий. Проблемные вопросы использования электронной подписи. Анализ судебной практики по простой электронной подписи.
— Защита прав потребителей при заключении договоров в сети Интернет. Правила дистанционной продажи товаров и их применение к интернет-магазинам. Допустимость согласования права на одностороннее изменение условий договора.
— Процессуальные аспекты использования электронной документации. Электронная почта и переписка из мессенджеров как доказательство в суде: проблемы легитимации электронных доказательств в процессе; доказывания факта принадлежности почтового ящика определенному лицу, факта отправления и получения электронного сообщения; его аутентичности. Распечатки материалов с веб-сайтов как доказательство и их допустимость: анализ существующей судебной практики. Использование Интернет-архивов в качестве средства доказывания факта размещения определенной информации в сети Интернет в конкретный момент времени.
II. ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТЕЖИ
Актуальные правовые вопросы осуществления платежей в сети Интернет. Комментарии к ключевым положениям ФЗ «О национальной платежной системе». Карты лояльности, бонусные карты, подарочные сертификаты в контексте ФЗ «О национальной платежной системе». Анализ существующих законодательных ограничений по использованию электронных денег в качестве средства платежа Интернет-магазинами.
III. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА
Понятие персональных данных. Правовой режим обезличенных данных и «Больших пользовательских данных». Законодательные требования к обработке персональных данных и их применение к интернет-магазинам. Характеристика отдельных оснований для обработки персональных данных. Особенности получения согласия субъекта на обработку персональных данных в электронной среде. Требования по локализации и трансграничной передаче персональных данных. Европейский General Data Protection Regulation (GDPR): экстерриториальность и риски для российских операторов. Ответственность за нарушение законодательства о персональных данных.
IV. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Основные проблемы налогообложения в сфере электронной коммерции. Принципы определения налоговой юрисдикции в сети Интернет: европейский, американский и российский подходы. Применение концепции постоянного представительства к Интернет-магазинам. Налогообложение деятельности по распространению цифрового контента (НДС, налог на прибыль). Избежание двойного налогообложения. Выбор оптимальной модели налогообложения для различных видов электронной коммерции: реализация товаров через Интернет-магазины; услуги предоставления онлайн доступа к информационным ресурсам; образовательные, консультационные, юридические и иные аналогичные услуги; услуги по размещению электронной рекламы в сети Интернет; услуги систем электронных денег.
V. ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Условия применения законодательства о рекламе к информации, размещенной на веб-сайте. Основные правовые проблемы, возникающие при размещении баннерной и контекстной рекламы. Условия допустимости массовых рассылок электронных сообщений рекламного характера. Спам. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в сети Интернет. Анализ судебной практики.
VI. АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ И ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ И ЭКОСИСТЕМ
Правовая и экономическая природа цифровых платформ. Как цифровые платформы меняют рынки: прямые и косвенные сетевые эффекты, способы монетизации платформ. Ключевые вызовы антимонопольного регулирования. Платформа как барьер входа на рынок; применима ли к платформам доктрина essential facility.
VII. ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ И СПОРЫ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
Основные подходы к пониманию и регулированию деятельности онлайн-платформ — маркетплейсов (владельцев агрегаторов) и их роль в фактически складывающихся правоотношениях с участием потребителей и коммерсантов. Проблемы распределения прав и обязанностей между субъектами отношений, а также ответственность онлайн-платформы перед контрагентами. Договор присоединения и условия ущемляющие права потребителей.