[Magisteria] Бэнкси. Искусство уличных диалогов [Елена Якимович]
40₽
Знаменитый неизвестный
Дорогие слушатели Магистерии, здравствуйте! Меня зовут Елена Якимович, я искусствовед и сегодня хочу представить вам лекцию, посвященную довольно таинственному персонажу по имени Бэнкси, настоящего имени которого никто не знает, и, как вы видите на первом слайде, настоящую дату рождения никто не знает тоже. Название «Искусство уличных диалогов» может вас заинтриговать, а кто-то может понять это как диалог с нами, зрителями. И действительно, самые главные здесь, конечно, мы, зрители, но другие люди, организации, институции и даже явления в этом диалоге тоже существуют.
Бэнкси не только политический активист и художник, но он, если можно так сказать, умный школьник, хулиганистый, но образованный (может быть, поверхностно образованный, но все-таки образованный) взрослый человек, который умеет играть с культурой. Причем он начинает играть с культурой еще до эпохи Интернета, но в середине 2000-х годов к нему привлечен огромный интерес, он делает выставки. Вообще развитие стрит-арта, которое начинает происходить задолго до 1990-х годов, в 1990-е годы становится только-только заметным, а в 2000-е распространяется благодаря Интернету. Мы будем говорить о самых известных работах Бэнкси, но если я пропущу какие-то знаменитые произведения, то, разумеется, это потому, что наша лекция длится примерно полтора часа и все объять невозможно.
Мы начинаем с подтемы, которую я назвала для себя «Знаменитый неизвестный», потому что, как я уже сказала, никто не знает, как его зовут. Говорят, что его зовут Робин Бэнкс или Роберт Бэнкс, по другой версии — Робин Ганнингем, или же, может быть, это британский музыкант Роберт Дель Ная, который играет в трип-хоп группе Massive Attack. И это всегда будет город Бристоль. Мы будем говорить в основном о Бристоле как о важном месте, где зародилось искусство Бэнкси.
Какие темы мы с самого начала видим у Бэнкси?
Перед вами его относительно ранняя работа. Ранние вещи у него совсем примитивные в техническом плане, но вот работа 1999 года, которая сейчас уже в руинированном состоянии, «Мягкий, мягкий Запад». По названию видно, что это пародия на Wild Wild West, такой стереотип — «Дикий, дикий Запад». В этом районе происходили бурные вечеринки в заброшенных складах, и на одну из таких вечеринок нагрянула полиция. Возникла некоторая потасовка. Не знаю, насколько серьезная, но вот этот милый teddy bear, плюшевый медведик, держит в лапе коктейль Молотова, не больше и не меньше. Это такой вариант протеста против местных властей. Одновременно это мягкий протест, потому что это мягкий мишка. В то же время это агрессия, которая не может быть свойственна мягкой игрушке. Парадокс — это одно из важных оснований для Бэнкси.
Другая важная тема — это подрыв системы изнутри. Под системой имеются в виду любые институции. Это могут быть музеи. Это могут быть институты власти вроде полиции. Это могут быть некие нормы приличия, то, что принято, некие стереотипы. Это свобода внутри системы, когда полицейские должны, так сказать, вытянуться по струнке и охранять порядок, а вместо этого они обнимаются рядом с каким-то пабом, из которого выходят молодые люди в подпитии, смотрят на все это и веселятся. Послание Бэнкси про подрыв системы происходит постоянно. Копы у него (это всегда британские копы, кстати сказать) ведут себя совершенно не так, как они вообще могут себя вести. Это то, что мы не можем и не должны ожидать от профессиональных полицейских.
Еще одна важная тема — это диалог с капитализмом. Бэнкси, судя по всем его высказываниям, по его книгам, по его выставкам, по его муралам, то есть росписям на стенах, по его граффити, то есть каким-то коротким надписям и маленьким изображениям, абсурдизирует потребление. Он показывает нам, что потребление захватило нас, что мы обезумели в этом своем желании потреблять, бесконечно покупать. На здании, в котором раньше был элитный магазин Mayfair, мы видим падающую покупательницу, которая летит с огромной высоты. В названии опять используется ритмическая игра, можно сказать, поэтическая игра — Shop until you drop («Покупай, пока не упадешь»).
Одна из важных, крупных тем Бэнкси — это тема слежки и наблюдения, то есть это другая сторона такой игры с властью. Речь идет о контроле, о видеонаблюдении, которое в Великобритании в 2000-е годы достигло совершенно невероятных масштабов. Москва в это время не была снабжена таким количеством видеокамер, как крупные города. Бэнкси в это время уже много работает в Лондоне. Он вообще ездит по всей Европе, ездит и в Америку, но, как считается, из Бристоля в это время он уже переезжает в Лондон.
Вот камера, которая смотрит на стену, на которой ничего не происходит, вместо того чтобы работать на власти и, например, следить за людьми, которые совершают какие-нибудь преступления. Сопровождается все это надписью «На что ты смотришь?» Я многократно видела копии этого произведения. В частности, где-то в России я встречала такие надписи, уже русифицированные. Власть, контроль, видеонаблюдение, прослушка, война и мир.
Бэнкси — очень антивоенно настроенный человек.
При этом нужно сказать, что за всей этой деятельностью скрывается фирма Pest Control («Чумной контроль»), которая продает произведения Бэнкси, часто с благотворительными целями, то есть здесь всегда есть социальный подтекст. Но мы пока не знаем, откуда же он такой взялся, почему он черно-белый, хотя его граффити часто бывают цветные, очень веселые, разнообразные, яркие. Такое может существовать, например, в том же Бристоле.
Бристольская культура, музыка и эстетика Бэнкси
Какие корни у Бэнкси? Что мы можем об этом предполагать, глядя на место его происхождения и на то, с какими людьми он связан?
Бристольский контекст предполагает несколько вещей. Чуть позже мы поговорим о музыке и о некоторых направлениях, которые могут быть связаны с эстетикой Бэнкси. Но бристольский контекст подразумевает, что это мультинациональный город.
Бэнкси предположительно родился в 1974 году в Бристоле. Насчет Бристоля есть определенная уверенность, потому что ранние его произведения расположены на улицах, на стенах этого города. Мы можем сказать, что уже в 1990-е годы, когда Бэнкси молодой, ему 18-20 лет, он начинает делать свои уличные работы, свой стрит-арт. Если же говорить о мультикультурализме, то в 1950-60-е годы в Бристоль приезжает огромное количество людей из Африки, Латинской Америки, Ирландии, Италии. Там формируются целые районы проживания групп из разных стран и формируется разная национальная кухня, разная национальная музыка. Кто-то слушает регги, кто-то слушает панк, в несколько более позднее время появляется хип-хоп. Мы видим, что эта мультикультурная, живая, бурная среда, где все переплетается, будет отражаться у Бэнкси. Вообще говоря, он очень любит хватать по верхам: немного знает что-то из этой культуры, немного из культуры другой страны, немного из этой музыки, немного попсы, немного панка и немного колониализма, потому что то, что он будет активно критиковать в своих граффити, — это политика Британской империи. Вообще к 1970-м годам никакой Британской империи в прямом смысле не существует, но существует колониальное наследие и существует колониальная эстетика XIX века, которую Бэнкси будет всячески цитировать и обыгрывать в самых разных контекстах.