[Мерсибо] Эффективные приемы и методы нейропсихологической диагностики и коррекции когнитивных функций у дошкольников [Наталья Малюкова]

70

Эффективные приемы и методы нейропсихологической диагностики и коррекции когнитивных функций у дошкольников: от теории к ежедневной практике

Темы лекций и их программы
16 мая, четверг, с 18:00 до 21:00 (МСК)
Лекция 1. «Организация и ключевые моменты диагностической работы нейропсихолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
Современная детская нейропсихология: востребованные задачи в практике детского нейропсихолога.
Формирование высших психических функций в онтогенезе: гетерохрония развития, основные нейропсихологические факторы (зоны коры и за что они отвечают), четыре вектора развития когнитивных функций.
Основные условия гармоничного развития когнитивных функций ребенка.
Факторы риска для развития высших психических функций.
Требования к процедуре и методам нейропсихологической диагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Важные моменты диагностической работы: предъявление инструкций, способы фиксирования результатов, способы обеспечения достоверности данных.
Возрастные нормативы развития праксиса, гнозиса, памяти, пространственных представлений, интеллекта; понятие нормативных ошибок.
Способы количественной (балльной) оценки результатов нейропсихологического обследования ребенка.
Батареи нейропсихологического обследования детей трех лет, четырех лет, пяти-шести лет, семи-восьми лет, подростка.
21 мая, вторник, с 18:00 до 21:00 (МСК)
Лекция 2. «Методы нейропсихологической коррекции «проблемных» функций детей: крупной и мелкой моторики, пространственных представлений, произвольного контроля»
Базовые принципы нейропсихологической коррекции и развития когнитивных функций.
Проблема перестимуляции коры: симптомы функциональной перегрузки ребенка и методы преодоления этих состояний.
Приемы совершенствования крупной и мелкой моторики:
— зрительно-моторные, слухо-моторные координации;
— поддержание равновесия, работа на вертикальных поверхностях, работа с мячом;
— упражнения с природными материалами, с бытовыми предметами для развития кинетики и кинестетики произвольного движения.
Приемы и методы развития пространственных представлений у детей:
— работа со схемой тела;
— внешнее пространство: «объекты относительно меня», «объекты относительно друг друга»;
— символическое пространство, «квазипространство».
Приемы и методы развития произвольности у детей с использованием:
— зрительной, слуховой и тактильной модальностей;
— возможностей двигательной сферы;
— развивающих компьютерных игр, созданных для педагога.
Модификации внешней среды и поведения взрослого – эффективные способы воспитания осознанности поведения у детей.
Советы родителям по развитию пространственных функций, моторики и произвольности у дошкольников и младших школьников.
Ведущая курса

Малюкова Наталья Георгиевна
Кандидат психологических наук.
Медицинский психолог высшей категории.
Заведующая отделением медицинской психологии ГБУЗ Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ.
Автор статей, методических рекомендаций и ВУЗовских программ по нейропсихологии.
Стаж практической клинической работы — 20 лет.
Награждена Почетной грамотой Департамента Здравоохранения Москвы за многолетний добросовестный труд.
с 16 по 21 мая | 2 лекции | 6 часов