[Мерсибо] Система комплексной психолого-педагогической коррекционной работы с неговорящими детьми [Елена Косинова]

180

Курс подойдет логопедам, дефектологам, психологам, сотрудникам ПМПК, студентам старших курсов профильных вузов.

Он рассчитан на специалистов, которые работают в логопунктах, детских садах, ПМПК и занимаются частной практикой с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, у которых отсутствует речь или отмечается задержка речевого развития, детьми с алалией (моторной и сенсорной), ЗПР, умственной отсталостью, РАС

Программа:
Почему ребёнок не говорит? Алгоритм комплексного психолого-педагогического обследования неговорящего ребёнка.

Длительность лекции 3 часа

  • Почему ребёнок не говорит? Основные причины.
    Специалист должен знать основные закономерности развития речи в норме и основные условия, необходимые для развития речи, чтобы критично относиться к предлагаемым рынком методикам и выбирать максимально полезные для конкретного ребёнка.
  • Экспресс –диагностика.
    — Алгоритм проведения комплексного психолого-педагогического обследования неговорящего ребёнка. Три блока диагностики.
    — Преимущество предложенного алгоритма в том, что специалист научится получать важную для диагностики информацию даже тогда, когда ребёнка невозможно обследовать из-за нарушений поведения или своеобразия коммуникативной сферы: он вступает в контакт, не принимает ваши задания, не выполняет просьбы и прочее.
  • Консультация невролога и психиатра. В каких случаях понадобится помощь врачей?
  • Дифференциальная диагностика первичных нарушений речевого развития от сходных состояний:
    — темповая задержка речевого развития и алалия;
    — сенсорная алалия и специфические нарушения речи у детей с расстройствами аутистического спектра
    — алалия и нарушения речи при детской шизофрении;
    — алалия и мутизм.
  • Диагностические критерии, которые помогут специалистам- практикам разграничивать различные формы нарушений психического и речевого развития.
  • Разбор часто задаваемых вопросов:
    — при каких нарушениях у детей отмечаются эхолалии;
    — можно ли ребёнку, у которого отмечается особое психическое развитие (не соответствующее диагностическим критериям аутизма) ставить такие симптоматические диагнозы, как слуховая агнозия, гиперакузия, диспраксия и прочее.

Система комплексной психолого-педагогической коррекционной работы с неговорящими детьми «Слоёный пирог для неговорящего ребёнка».
Длительность лекции 3 часа

  • Составление программы занятий по результатам обследования.
    — Курс по «запуску речи», нейропсихологическая коррекция, занятия с психологом или можно сразу приступать к занятиям с логопедом
    — Определение специалиста «первого выбора»: логопед, психолог, дефектолог. Какой специалист должен осуществлять «запуск» речи?
  • Авторская методика Е.М. Косиновой по развитию речи детей «Слоёный пирог для неговорящего ребёнка».
    Эта методика позволяет в зависимости от проблем ребёнка составлять индивидуальную программу, т.е. выбирать нужный слой из «пирога» — программы.
    — Методика включает несколько уровней или слоёв. В зависимости от проблем и особенностей ребёнка специалист может проводить работу сначала на одном уровне или параллельно работать над несколькими уровнями.
    — Специалист может пропускать некоторые уровни («слои»), если соответствующих проблем у ребёнка нет или, при необходимости, сокращать время работы на этом уровне.
  • Участие родителей на разных этапах работы. Выработка рекомендаций для родителей по организации речевого режима с опорой на бытовые и режимные моменты.

«Главная моя задача на этом курсе — помочь вам работать с различным категориям неговорящих детей.

Растет количество неговорящих детей. Это может быть “легкое” нарушение или “полный букет” из комплексных нарушений. Поэтому я часто задавалась вопросами: как прорвать плотину молчания и запустить речь в раннем возрасте? Что делать после, когда ребенок начал пользоваться речью? Существует ли “чудодейственное” средство помощи таким детям?

Чтобы помочь ребёнку, нужно сначала выяснить причины задержки речи. Но как провести обследование на практике, когда ребенок не вступает в контакт, отвергает все красивые игрушки и не выполняет просьбы?

Как ответить на вопросы родителей: почему ребенок не говорит и как ему помочь? Какие им дать рекомендации: к какому врачу обратиться, помогут ли “волшебные” средства, нужно ли делать массаж или лучше развивать фонематическое восприятие и т.д.

Я составила курс так, чтобы вы смогли получить ответы на все эти вопросы».

Косинова Елена Михайловна, автор курса