[МИГИП] Работа с семейными системами и историей семьи. Введение в психогенеалогию [Екатерина Крюкова]

395

Джон Локк, английский педагог и философ XVII века, сказал, что новорожденный является «Tabula rasa» – чистой доской, на которой будет писать жизнь. Сегодня мы знаем, что это не так. Мы не настолько свободны, как нам бы хотелось.

Каждый человек рождается с наследством, грузом семейной истории. Оно содержит массу поведенческих паттернов и незавершенных эмоциональных отношений, которые продолжают жить в «семейном бессознательном» и определяют поведение человека, его мотивацию, выборы и реакции. Семейная история – это специфическая, несущая эмоциональную нагрузку информация о семье. Она определяет способ организации жизненных событий – когда и как вы создадите семью, будете ли иметь детей, сколько, какую выберете профессию и чем будете болеть. Семейная история скрывается в стереотипах поведения, которые воспроизводятся из поколения в поколение. Что произойдет в вашей жизни покажет время, а вот как вы будете реагировать на различные события уже определено историей вашей семьи.

В России «показания» к тому, чтобы проявить внимание к многопоколенной семейной истории очень весомые. XX век нашей истории изобиловал войнами, революциями и другими катастрофами. Он не пощадил ни одну семью в нашем Отечестве: тут и разрыв семейных уз, вынужденные отказы от родства, неоплаканные могилы, утрата родных мест и традиций, голод, страх, насилие. Переработка массового травматического опыта не состоялась у нас в стране, работа горя не завершена, а значит, и это наследство мы носим в своих душах и телах.

Программа курса — 3 модуля — 10 вебинаров!

Модуль №1. Трансгенерационный подход. Психогенеалогия

1 вебинар. Введение в метод
— Определение, ключевые имена и понятия, личность А.А. Шутценбергер, ее вклад в разработку метода
— Как происходит тренсгенерационная передача
— Показания к применению.
2 вебинар. Основные положения метода
— Дифференциация, триангуляция, лояльность (видимая и невидимая)
— Семейный миф
— Понятие «контекста» при биографической реконструкции
3 вебинар. Генограмма (М. Боуэн), геносоциограмма (А.А. Шутценбергер)
— Что это такое и для чего они используются?
— Основные принципы построения, значки и обозначения
— Социальный атом Я.Л. Морено, его использование в трансгенерационном подходе
— Трансгенерационное интервью

Модуль №2. Основные концепты и феномены метода

1 вебинар. Феномены межпоколенной передачи
— Пережитая несправедливость
— Замещающий (восстанавливающий) ребенок.
— «Мертвая мать»
— Парентификация
— Вина выжившего
2 вебинар. Межпоколенная травма
— Что все-такие передается?
— Межпоколенный разрыв, инверсия ценностей.
— Синдром годовщины
— Неизбывное горе
3 вебинар. Коллективная травма
— Психосоматические симптомы (стигматирующие заболевания), физические заболевания, ночные кошмары
— Ранние смерти в семье, преступления
— Белое горе (white sorrow)
4 вебинар. Белые пятна семейной истории
— Исключения и тайны
— «Склеп»
— Злоупотребление властью. Насилие/сексуальное насилие
— Дисфункциональные отношения. Сложная сепарация, предательство
— Смена религии, идеологии

Модуль №3. Связи между поколениями

1 вебинар. Симптомы нарушения трансгенерационной передачи
— Семейная бухгалтерия и пережитая несправедливость
— Неизбывная вина, смертельная тоска, безнадежная бедность
— Трансгенерационный страх
— Остановка репродукции.
2 вебинар. Индивид и семья
— Семейная философия индивида (работа с верованиями и ценностями о жизни человека в семье)
— Семейные правила (ценности семьи)
— Классовый невроз
3 вебинар. Способы восстановления трансгенерационной передачи
— Арсенал приемов и техник (трансгенерационная психодрама, работа с «пустым стулом», структурированные упражнения, медитативные техники и ритуалы)
— Арт-методы
— Ресурс художественного наследия (сказки, мифы, былины)

В результате прохождения курса Вы сможете:

  • Ориентироваться в современных научных концепциях консультирования и терапии в теме работы с отдаленной семейной историей.
  • Лучше узнать свою семью и свое собственное семейное наследие.
  • Владеть комплексом знаний о функционировании родовой системы, характере нарушений межпоколенной передачи. Ориентироваться в концептах трансгенерационной терапии.
  • Конструировать упражнения и применять различные техники психодрамы и трансгенерационной терапии в своей пркатической деятельности.
  • Выделять в жалобах клиентов запросы, подходящие для работы с отдаленной семейной историей.
  • Узнать как передается травматический опыт сквозь поколения, как это выглядит у современных клиентов и что с этим делать?
  • Узнать, что такое «стигматизирующие заболевания», почему они случаются и как можно помочь.