[МИП] Как стать и быть эффективным консультантом по питанию [Кузнецова Ольга]

800

Как стать и быть эффективным консультантом по питанию
Структура программы
1 блок
«Психологическая коррекция и психотерапия зависимого и созависимого поведения»

Включает в себя 7 модулей обучения:

1. Особенности личности зависимого человека. Этапы оказания помощи
2. Психотерапевтическое консультирование. Методы и техники
3. Эмоциональная зависимость, как травма привязанности
4. Феномены созависимой/контрзависимой личности. Терапевтические задачи и цели. Групповая психотерапия
5.Созависимость – как феномен семейных отношений. Семейное консультирование
6. Транзактный анализ в работе с зависимыми клиентами
7. Мотивационное интервью, как повысить ответственностью у зависимых клиентов. Обзор реабилитационных программ и центров.

Первый модуль

  • Особенности личности зависимого человека.
  • Психологические проблемами зависимых.
  • Принципы, методы, этапы оказания помощи врачей, психологов, волонтеров, опираясь на биопсихосоциальную модель реабилитации.
  • Слушателям будет представлен обзор наиболее распространенных веществ, вызывающих зависимость, клинические проявления и психологические последствия злоупотребления.
  • Освоение релаксирующих и медитативных техник, которые могут быть использованы в работе.

Второй модуль

  • Психотерапевтические техники в работе с зависимыми клиентами. Включая клиентцентрированный подход Карла Роджерса.
  • Психотерапевтический контракт с четким пониманием целей и задач терапии, терапевтический альянс, мобилизация внутренних ресурсов зависимого клиента, работа с отрицанием болезни.
  • Зависимые клиенты с трудом осознают свои чувства, поэтому трезвость для таких людей выглядит скучной и малопривлекательной. Они прекрасно манипулируют окружающими, нарушают чужие границы и не умеют говорить «нет».
  • Навыки работы по реабилитации базовых чувств и умение выстраивать психологические границы позволят существенно улучшить качество жизни при ремиссии.

Третий модуль

  • Эмоциональная зависимость, как травма привязанности

Четвертый модуль

  • Феномены созависимой и контрзависимой личности. Основные признаки и причины. Симбиотические отношения и травма привязанности.
  • Психологические портреты людей создающих созависимые отношения.
  • Терапевтические задачи и цели в работе с созависимой/конрзависимой личностью.
  • Основные механизмы защиты.
  • Диагностика и осознавание созависимого поведения: позиция жертвы, проблема принятия ответственности за себя, ненависти к себе и разочарование, искажение системы ценностей, повышенная эмоциональная ранимость, пониженная стрессоустойчивость, страх одиночества, низкая самооценка, чувство вины и стыда.
  • Виды помощи созависимой личности: групповая психотерапия, 12 -Шаговая программа.

Пятый модуль

  • Созависимость – как феномен семейных отношений. Семья как система, жизненный цикл зависмо-созависимой семьи.
  • Роли в созависимых семьях.
  • В дисфункциональных семьях происходит нарушение эмоционального контакта, жесткие правила, недостаток заботы и внимания, дефицит общения, отсутствие уважения, небрежность, отвержение, равнодушие, непонимание, угнетение и оскорбление ребенка, вырабатывает в личности особое восприятия окружающего мира и семьи в частности.
  • Особенности супружеской психотерапии зависимо-созависимых отношений. Треугольник в который играет вся семья: «Спасатель», «Жертва», «Тиран».

Шестой модуль

  • Транзактный анализ.
  • ТА хорошо зарекомендовал себя в работе с зависимыми клиентами, методика позволяет не только почувствовать, но и ясно увидеть скрытые механизмы зависимого поведения, разобраться с “психологическими играми” и убеждениями, снижающими самооценку, увидеть сценарные установки, предписания и драйверы поддерживающие зависимое поведение.

Седьмой модуль

  • Зависимость, это болезнь безответственности.
  • Как работать с ответственностью у зависимых клиентов, «мотивационное интервью».
  • Мифы и стереотипы.
  • Виды реабилитационных программ.

2 блок
«Диетология в работе с расстройствами пищевого поведения»

Включает в себя 3 модуля обучения:

1. Как стать и быть эффективным консультантом по питанию (диетологом). Роль диетолога в работе с расстройствами пищевого поведения. Принципы и тактика диетологического консультирования.
2. Как составить индивидуальный рацион питания.
3. Особенности питания у разных возрастных групп. Основы диетотерапия при наиболее часто встречающихся заболеваниях. Питание беременных и детей. Питание при занятии фитнесом.

Первый модуль

  • Ожирение. Подходы к лечению.
  • Ожирение, определение, классификация (степень и стадии (new))
  • Эпидемиология ожирения, влияние избыточного веса на здоровье.
  • Метаболический синдром.
  • Физиологические причины развития ожирения.
  • Эффективные и неэффективные подходы в лечении ожирения, важность долгосрочной работы с поддержкой в процессе сохранения результата.
  • Причины неэффективности терапии.
  • Пирамида лечения ожирения.
  • Способы повышения приверженности лечению.
  • Основы диетологического консультирования.
  • Клиенты диетолога, кто они?
  • Основные жалобы пациентов.
  • Основные запросы к специалисту.
  • Изменение подхода врача к пациенту (директивных подход на партнерские отношения).
  • Навыки мастера диетологического консультирования.
  • Почему неэффективно расписать диету, составить меню.
  • Изменение ролей, активная позиция пациента.
  • Роль врача при лечении ожирения.
  • Навыки эффективного врача-консультанта (открытые вопросы, активное слушание и т.д.).
  • Алгоритм диетологического консультирования.
  • Дневник питания, значение для пациента и врача, правила ведения, варианты дневников.
  • Лабораторные исследования.
  • Анализ состава тела.
  • Обследование пациента.
  • Постановка диагноза для врача и для пациента.
  • Преимущества потери веса.
  • Первичная встреча, план, мотивация на долгосрочную работу.
  • Постановка целей (долгосрочной и краткосрочных, график планируемого снижения веса).
  • План долгосрочной работы с пациентом.
  • Индивидуальный план каждой консультации.
  • Правила постановки домашних заданий

Второй модуль

  • Основные нутриенты.
  • Органы пищеварения (строение и функции).
  • Белки.
  • «Китайское исследование».
  • Углеводы.
  • Гликемический индекс.
  • Пищевые волокна.
  • Жиры.
  • Витамины.
  • Витаминоподобные вещества.
  • Минеральные вещества.
  • Вода.
  • Все вышеперечисленные нутриенты рассматриваются по схеме: определение, функции, источники, нормы потребления, классификация, недостаточность и избыток употребления.
  • Основной обмен. Расход энергии. Принципы построения рациона.
  • Здоровое питание (определение, характеристики).
  • Энергетическая функция пищи, способы повышения и понижения калорийности.
  • Составляющие энерготрат человека. Методы исследования.
  • Пищевой термогенез.
  • Подсчет энерготрат в зависимости от пола, веса, роста, возраста и физической активности.
  • Баланс белков, жиров и углеводов.
  • Распределение суточной потребности в течение дня.
  • Расход энергии в процессе физической активности.
  • Потребности в энергии и пищевых веществах в процессе сохранения веса.
  • Потребности в энергии и пищевых веществах в процессе снижения веса.
  • Потребности в энергии и пищевых веществах в процессе набора веса и при занятии спортом.
  • Здоровые пищевые привычки.
  • Проблемы, возникающие у пациентов при выполнении рекомендаций.
  • Пути решения возникающих сложностей.
  • Перечисление каждой здоровой привычки с разбором и обоснованием.
  • Путь от пирамиды здорового питания к тарелке здорового питания.
  • Варианты пирамид для детей, вегетарианцев, среднеземноморская, латиноамериканская, азиатская пирамиды.
  • Группа «овощи».
  • Группы «зерновые».
  • Группы фрукты.
  • Группа «молочные продукты».
  • Группа «белковые продукты».
  • Группа «жиры».
  • Каждая группа рассматриваются по схеме: что входит, классификация, что такое 1 порция, нормы потребления, разнообразие.
  • Правила составления индивидуального рациона, используя тарелку питания.
  • Обучения пациента

Третий модуль

  • Питание при заболеваниях ЖКТ.
  • Гастрит и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
  • Гастрит с пониженной секрецией.
  • Хронический колит и дисбактериоз.
  • Диарея.
  • Запоры.
  • Влияние заболеваний ЖКТ на развитие ожирения.
  • Питание при панкреатите.
  • Острый панкреатит и обострение хронического панкреатита.
  • Хронический панкреатит в стадии ремиссии.
  • Питание при ЖКБ и жировом гепатозе.
  • Питание при заболеваниях почек.
  • Острый и хронический пиелонефрит.
  • Особенности питания при гемодиализе.
  • Мочекаменная болезнь.
  • Питание при аллергических заболеваниях.
  • Особенности питания при гипертонической болезни, дислипидемии и атеросклерозе.
  • Особенности питания при подагре.
  • Особенности питания при сахарном диабете.
  • Питание при беременности.
  • Вес до беременности.
  • Питание и образ жизни при планировании беременности.
  • Особенности консультирования беременных.
  • Вес во время беременности.
  • Особенности питания по триместрам.
  • Трудности в питании при беременности.
  • Физическая активность во время беременности.
  • Питание во время грудного вскармливания. Как прийти в форму после родов.
  • Питание детей и подросток.
  • Грудное и искусственное вскармливание.
  • Нормы употребления воды для детей.
  • Питание детей до 3-х лет. Введение прикорма.
  • Питание детей 3-12лет. Снижение веса у детей от 3 до 12 лет.
  • Питание подростков. Особенности консультирования подростков. Снижения веса у подростков.
  • Питание при занятиях фитнесом.
  • Субстраты и пути образования энергии.
  • Расход энергии при физической активности.
  • Изменения в составлении дневного рациона при наличии физической активности.
  • Рекомендации по питанию и питьевому режиму до и после нагрузки.
  • Рекомендации по питанию при наборе мышечной массы.
  • Спортивные добавки.

3 блок
«Патопсихология и психотерапия расстройств приёма пищи и их осложнений»

Включает с себя 6 модулей обучения:

1. Введение в концепцию расстройств приёма пищи. Классификация. Этиология и патогенез. Психосоматическая природа заболеваний
2. Проблемы питания при нарушениях пищевого поведения. Основные диетологические принципы. Методы коррекции веса
3. Патопсихология навязчивого аппетита: психология эмоций, диагностика алекситимии, дефицит функции заботы о себе
4. Проблемы мотивации при снижении веса. Психология внешности и здоровья. Основные мотивационные силы человека. Антимотивационные факторы
5. Недостаточность мотивации при снижении веса: вторичные выгоды от болезни, саморазрушительное поведение, коррекция образа «Я» и идентичности и другие
6. Отдельные проблемы нормализации пищевого поведения и снижения веса. Физиологические и психологические аспекты в клинической практике

«Побробная программа блока 3″[/B]]
Первый модуль

  • Профессиональное знакомство с проблемой расстройств приёма пищи и их наиболее частыми осложнениями — избыточным весом и ожирением. Этиология и патогенез. Психосоматическая природа заболевания: изучение влияния и соотношения генетических, конституциональных, личностных и поведенческих характеристик в предрасположенность и манифестацию развития патологии пищевого поведения. Патопсихологическая дизрегуляция телесности как основной фактор первичного ожирения.
  • Современная классификация и клиническая картина группы расстройств приёма пищи: нервная анорексия, нервная булимия, психогенное переедание и другие. Краткое знакомство с нервной анорексией.
  • Психология нормального пищевого поведения. Роль питания как одного из важнейших регуляторов эмоциональной жизни человека. История взаимоотношения человека с едой. Психологические проблемы современной жизни, способствующие прогрессивному росту нарушений пищевого поведения и избыточному весу.
  • Обсуждение практических техник, применяемых в методах снижения веса. Проведение и разбор упражнения, стимулирующего направленное воображение.

Второй модуль

  • Основные проблемы питания пациентов при расстройствах приёма пищи. Современные диетологические рекомендации: достоинства и недостатки. Основные диетологические принципы недирективного подхода к рациональному питанию во время снижения веса и нормализации пищевого поведения.
  • Культура питания и правила корректного насыщения: что нужно знать пациенту об особенностях своего физиологического устройства?
  • Существующие методы коррекции веса: достоинства и недостатки. Директивность и недирективность. Влияние личностных особенностей пациента и терапевта на выбор методики коррекции пищевого поведения.
  • Обсуждение формирования уникального авторского метода терапевта.
  • Проведение и разбор упражнений, стимулирующих оптимальное насыщение, в т.ч. трансовую технику направленного воображения, усиливающего тонус мышц желудка («сокращение желудка»).

Третий модуль

  • Психология нормативного аппетита и патопсихология навязчивого аппетита. Психология позитивных и негативных эмоций; функции эмоций. Роль матери в эмоциональном развитии. Критика так называемого «позитивного мышления».
  • Алекситимия: происхождение, диагностика, психотерапевтическая тактика. «Эмоциональный голод»: исследование негативных чувств, провоцирующих навязчивый аппетит. Дефицит функции заботы о себе.
  • Проведение и разбор упражнений, снижающих повышенный аппетит, в т.ч. трансовую технику направленного воображения, актуализирующую латентные воспоминания («возвращение в детство»).

Четвертый модуль

  • Проблемы мотивации при снижении избыточного веса. Психология внешности и здоровья современного человека, актуальные вопросы, связанные с самооценкой. Основные мотивационные силы, управляемые людьми; потребности и желания. Правила целеполагания.
  • Антимотивационные факторы, препятствующие терапии избыточного веса: влияние негативных эмоций, желание безусловного принятия, низкая самооценка, дефицит воображения, неадекватная мотивация.
  • Проведение и разбор упражнений, повышающих мотивацию для снижения лишнего веса, в т.ч. трансовую технику направленного воображения.

Пятый модуль

  • Недостаточность мотивации при снижении веса (продолжение). Так называемые феномены лени и недостатка силы воли, страх развития, вторичные выгоды от болезни, вопросы доминирования, депрессия, трудности изменения образа «Я» и идентичности, саморазрушительное поведение, ранняя младенческая травма.
  • Проведение и разбор упражнений, усиливающих мотивацию к нормализации пищевого поведения и снижению лишнего веса, в т.ч. аверсивную трансовую технику направленного воображения.

Шестой модуль

  • Этот модуль предусматривает краткое повторение основных тем и принципов психотерапии расстройств приёма пищи, а также включает отдельные, незатронутые ранее, проблемы, возникающие во время процесса нормализации пищевого поведения и снижения веса: причины остановки веса; факторы, замедляющие и стимулирующие похудение; закрепление достигнутого результата; тактика при рецидивах; позитивное подкрепление и другие физиологические и психологические аспекты клинической практики.
  • Проверка практических навыков, проведения трансовых техник и других упражнений, усиливающих Эго пациента во время процесса коррекции пищевого поведения. Обсуждение авторских методик, формирующихся у слушателей, перспектив дальнейшей работы и тактики преодоления трудностей.

4 блок
«Психосоматическая Йога как инструмент снижения веса»

Включает в себя 6 модулей обучения:

1. Обзор метода Психосоматической йоги. Нейропсихотерапия и Йога. Нейрофизиология и нейропсихология зависимостей, роль Йоги в гармонизации химического дисбаланса при пищевых расстройствах.
2. Психосоматические заболевания, мышечные блоки и зажимы, и их взаимосвязь с подавленными эмоциями. Телесно-ориентированный подход.
3. Практические терапевтические инструменты саморегуляции клиентов для предотвращения возвращения самоповреждающего поведения
4. Развитие осознанности, приемы эмоциональной разрядки. Способы снятия мышечных блоков упражнениями Йоги Критичсекого Выравнивания
5. Расширенные терапевтические и йогические навыки гармонизации физиологических и психологических процессов, нейтрализации травмирующих образов и универсальная процедура интеграции “внутреннего ребенка”
6. Стресс. Нейрофизиология и нейропсихология стресса, его роль в формировании неправильных пищевых привычек.

Первый модуль

  • Обзор метода “Психосоматическая Йога”, интеграция современных телесно-ориентированных практик, психологии и древних восточных практик.
  • Нейропсихотерапия: объективные представления о связи мозга и психики, о природе трансовых состояний, происхождении телесных и душевных расстройств с точки зрения современной науки, а также Йоги и Аюрведы.
  • Нейрофизиология и нейропсихология звисимостей. Химия и физика Йоги как уникальное средство гормональной балансировки состояний, индуцирующих зависимости.

Второй модуль

  • Области применения метода.
  • Психосоматические заболевания.
  • Работа со всеми видами зависимостей, включаяя наркотическую, алкогольную и пищевую, а также фобии и панические атаки.
  • Мышечные блоки и зажимы, их влияние на здоровье позвоночника, и связанных с ним органов и систем. 5 видов мышечных панцирей и методы работы с ними по Вильгельму Райху.

Третий модуль

  • Базовый курс: практические терапевтические инструменты экспресс-помощи клиентам, прохоящим курс реабилитации при наличие разного рода зависимостей.
  • Инструменты помощи в случае резкого физического или эмоционального дискомфорта и возникновения желания вернуться к самоповрежающему поведению.
  • Базовые приемы антистрессовой релаксации и саморегуляции.

Четвертый модуль

  • Развитие осознанности, приемы эмоциональной разрядки. Способы снятия мышечных блоков Йогой Критического Выравнивания.
  • Развитие осознанности с помощью техник фокусировки на телесных ощущениях и их интерпретации на “языке транзактного анализа”.
  • Интеграция результатов в повседневную практику и жизнь.
  • Приемы эмоциональной разрядки, снятие сопутствующих вегетативных (телесных) проявлений.
  • Диагностика и снятие мышечных зажимов и блоков, управляемый выход “законсервированных” в них эмоций. Иучение упражнений с использованием специального оборудования Йоги Критического Выравнивания.

Пятый модуль

  • Продвинутый курс: расширенные терапевтические и йогические навыки.
  • Гармонизация и синхронизация различных физиологических процессов с помощью энерго-насыщенных движений. Развитие телесного осознавания. Телесно-образная саморегуляция. Техники йоговского заземления.
  • Нейтрализация травмирующих образов и воспоминаний с помощью телесно-дыхательной синхронизации.
  • Универсальная процедура интеграции “внутреннего ребенка”, для решения широкого круга проблем, лежащих в основе разного рода зависимостей, включая неуверенность в себе, низкую самооценку, проблемы контроля и эмоциональную неустойчивость.

Шестой модуль

  • Нейрофизиология и нейропсихология стресса.
  • Универсальные реакции борьбы/бегства, напряжения и релаксации.
  • Распространенные хронические телесные заболевания, вызванные стрессом.
  • Взаимосвязь стрессовых реакций и определенных видов пищевого поведения.
  • Механизмы антистрессовой релаксации и саморегуляции как инструменты снижения веса.