Modern. Современное искусство [Александр Журавлев, Алина Глазун]

60

Что случилось с искусством за последние 100 лет — короче, Современность!

Авторы — Александр Журавлев и Алина Глазун
О преподавателях
Александр Журавлёв (1986) и Алина Глазун (1988) — выпускники МГУ им. М. В. Ломоносова и Института проблем современного искусства. Оба — специалисты в области современного искусства, а также кураторы, художники и регулярные участники выставок. С 2010 года они работают над образовательными проектами для взрослых и детей на различных площадках, среди которых стоит отметить факультет искусств МГУ, детскую школу искусств при МГУ, Объединение «Выставочные залы Москвы», ViennaContemporary, банки и корпорации (Банк «Открытие», RDI, Pernod Ricard и др.), различные культурные центры и институции. Лекторы проводят экскурсионные туры для организаций и частных клиентов по российским и зарубежным музеям, галереям, международным ярмаркам и прочим художественным событиям мировой значимости.

Программа курса

1. Границы современного: что случилось с картиной мира в начале 20 века
Модернизм, футуризм и альтернативы — традиционализм и постмодернизм. Итальянские футуристы как яркий пример модернистского мышления.
2. Искусство встречает психоанализ
Проблема объективной реальности и способов ее видения. Бессознательное и другие понятия из набора психоаналитика. Плоды романа: сюрреализм и магический реализм. Чья версия сюрреализма самая правильная — поэтов Андре Бретона и Поля Элюара, художника Магритта или человека-оркестра Сальвадора Дали?
3. Абсурд и нонсенс как верх дерзости в светском обществе
Дадаисты против всех правил и за автоматизацию. Экстравагантные мужчины и одиозные женщины. Пьеса, которая начинается с неприличного слова. “Негры ночью в угольной шахте” и другие, реально существовавшие произведения. Возрождение Дада, неодадаизм и вечно живое Дада.
4. Травматическое наследие Первой мировой в искусстве
Крик души. Уродство. Социофобия. Моральные травмы, несовместимые с жизнью в послевоенном обществе. Экспрессионизм и его наследство: ужастики, острая социальная критика и дорогостоящие работы американских абстрактных экспрессионистов.
5. Когда постепенно все вокруг становится чужим
Реализм и переживание утраты связи с реальностью длинною в век. Город, люди, посуда в доме, собственное тело — что это? Хоппер, Дейнека, Моранди, Герхард Рихтер, Рон Мюэк. Хороший реализм — всегда чуть-чуть сюрреализм.
6. Авангард и его наследие: высокие технологии и дискотека
Пощечина Серебряному веку. Чем отличались русские и итальянские футуристы. Как авангардисты пытались изменить жизнь. Конструктивизм и Баухауз: у кого в итоге получилось?
7. Искусство вместо философии
Концептуализм. Мозг — главная эрогенная зона художника. Ключевые работы для истории концептуализма в Европе и Советском союзе. Изобретение концептуального персонажа. Искусство из воздуха, смысл из пустоты, обнаженная без тела, тело без органов.
8. Бритва Оккама на службе искусства
Дом, в котором мы живем: минимализм, брутализм, интернациональный стиль в архитектуре. Ноль смысла, максимум выразительности. Функциональность и органичность. Световые инсталляции. Автоматизированная утопия. Люди, чьи идеи определили облик современных городов.
9. Искусство действовать
Революции в мире и в искусстве 60-х годов. Хэппенинг, перформанс, акция. Ситуационизм во Франции и граффити на улицах Парижа 1968 года. Протесты в кровати. Белый альбом “Битлз”. Тело как главный инструмент художника. Искусство и политика.
10. Фабрики плоского искусства
Человек — машина по производству и потреблению искусства. Фабрика Энди Уорхола. Как стать знаменитостью. Язык комиксов. Новый поп-арт: большие деньги и большие амбиции маленького человека. Мегасупергиперфабрика Такаши Мураками. Что такое суперплоское? Соцарт в СССР.
11. Пост-, пост-, пост-
Постмодернизм, кроссворд без ответов. История одного района, с которой принято связывать наступление эпохи постмодернизма. Искусство «новой волны». Постконцептуализм — искусство без задней мысли. Новые дикие, новые русские, молодые британские художники. Можно ли продать что угодно, если назвать это искусством? Смерть, секс, деньги и другие табуированные темы в работах известных художников.
12. И что теперь
Закончился ли постмодернизм? Эпоха выставок. Искусство с фокусом на зрителе: психоделические эксперименты над публикой, на которые она идет добровольно. Искусство взаимодействия – сближение и выстраивание социальных связей. Художники, чье искусство не разделено с личной жизнью.

“Короче, современность” — это оригинальный, умный и нескучный дайджест истории искусств за последние сто лет. Алина Глазун и Александр Журавлев, специалисты по современному искусству, художники и кураторы, придумали для лекций особенный формат, ставший итогом работы в разных местах, с разной аудиторией и в разных ситуациях.“Короче” — не значит меньше. Смотреть видеолекции в интернете на так уж просто: когда под рукой компьютер и чашка кофе, отвлечься от материала гораздо легче, чем в тихом зале. Раз — и ты уже упустил нить рассуждений и судорожно дергаешь ползунок, пытаясь уловить последние услышанные слова. Но в нашем случае лекции специально организованы для прокручивания вперед и назад в поисках незнакомых фактов, динамичных сюжетов и захватывающих событий!

В современном искусстве обычно разбираются или хорошо, или никак. Как получилось, что этот предмет, которым твореская часть человечества увлекается уже лет сто, прошел мимо вас? Если причина в ужасе перед массивами имен, дат и клубками “измов”, в которых кажется невозможным разобраться еще за сто лет, присмотритесь к нашему курсу. Особенность современного искусства в том, что оно давно перебралось в повседневность и существует вне пределов музеев и галерей. Наши лекторы будут заниматься не только историей и каталогизацией направлений, а выявлять эту связь с реальностью и показывать эволюцию всего странного, авангардного и табуированного, незаметно ставшего частью быта и культуры. Двенадать лекций курса разделены на два блока. Первый — про начало двадцатого века, второй — про его вторую половину и начало двадцать первого. Каждая лекция содержит несколько самостоятельных микроисторий в рамках общей темы. Смотреть ли все подряд или проматывать видео, останавливаясь на самых интересных моментах, решает слушатель. Короче, выбор за вами.