Модуль Искусство писать. Занятие 3 [Алексей Арестович]

145

— Большинство из нас свои мысли и чувства выражать не умеет.
Причина этому проста — своих мыслей у большинства из нас нет, а кроме того, нет опыта (а часто и преставления о том, что это вообще возможно) понимания своих чувств.
Большинство из нас живет методом спонтанного отождествления — с сильными эмоциями, показавшимися привлекательными в данный конкретный момент, и фрагментом чужого мыслительного пазла, показавшимся удачным объяснением происходящего.
На этих волнах можно качаться долго (иногда — всю жизнь), но не самостоятельности, но субъектности достигнуть этим не удастся, а это означает: читай — и не жил.
Обычно такое большинство «презрительно» относится к слову, не замечая двух вещей: как они сами зависимы от чужих слов, и того, что слово — главный инструмент человечества, недаром, религиозные, политические и общественные лидеры предпочитают пользоваться словом, а не ставить балет или высекать свои проповеди из мрамора.
«Презрение к болтовне» исходит из страха, хорошо знакомого пишущему человеку страха перед чистым листом.
Между тем, сила удачно выраженной мысли — абсолютна. Именно она толкает или тормозит человечество, вызывает к жизни войны и примирения, рождает шедевры или бросает в грязь.
Непосвященному кажется, что выражать свои мысли — таинство, данное тому, кому повезло, нечто вроде генетического наследства или таланта, данного по неизвестному принципу жеребьёвки.
Одолеваемый этим полумистистическим, полускептическим отношением к мысли, влачит человек свои дни мимо своей жизни, а главное — мимо себя, ибо человек, не понимающий, что у него в голове и на душе, сам себе не дан. Или, точнее — дан самым примитивным образом, на уровне первичной физиологии и наиболее сильных эмоций — спортивных, собственнических или политических.
Между тем, выражать себя — есть так же органично для человека, как просто быть, и большая проблема современной цивилизации в том, что она этому предпочитает или вообще не учить, или обучать в самых примитивных формах, хотя по мысли автора, искусство формировать и выражать свои мысли должно стать началом школьного образования — прежде всех остальных знаний и умений.
Итак, моей первой задачей будет сорвать покров мистики с искусства формировать и выражать свои мысли.
Окажется, что существуют вполне конкретные правила и процедуры, для того, чтобы мысль возникла, была оформлена и выражена.
Мы с вами изучим, что такое текст, подтекст и контекст, и они станут Вашими лучшими друзьями.
Мы разберёмся, что такое авторский замысел и Вы поймёте — что Вы всегда хотели сказать миру.
Мы изучим, что такое системообразующая идея, структура и элементы текста, и Вы сможете передавать людям, не информацию, а знание.
Мы изучим, что такое связность повествования, что такое — управление вниманием читателя, последовательность и приёмы переноса этого внимания на следующий объект, и Вы поймёте, что такое взять и провести аудиторию к цели, которую Вы поставили.
Мы изучим приёмы и способы сокращения текста, так, чтобы словам становилось тесно, а мыслям за ними — просторно, и Вы поймёте, что такое концентрированная мысль и — свобода, к которой она выводит из пещеры.