[Музеи Кремля] Неоготика в декоративном искусстве Западной Европы [Алина Миронова]

150

Эхо Средневековья

Неоготика в искусстве западной европы и россии

Образ рыцаря без страха и упрека из героических поэм Средневековья, особенно самой знаменитой из них «Песни о Роланде», манил писателей, художников и композиторов последующих эпох, от поэта Возрождения Лудовико Ариосто до величайшего иллюстратора XIX века Гюстава Доре.

Архитектура готических соборов и замков стала предметом изучения и первых попыток реставрации в XVIII-XIX вв. в Англии и Франции.

Интерес к европейской готике докатился и до России, которой формы стрельчатых арок и витражных окон-роз были исконно чужды, все эти детали появились в проектах Царицына и Петровского путевого дворца в Москве, Чесменской церкви и библиотеке Николая II в Зимнем дворце в Петербурге, в ансамбле «Александрии» Петергофа.

Неоготика в декоративном искусстве Западной Европы

Захвативший в середине XVIII в. часть общества интерес к художественному прошлому Европы не мог на сказаться на декоративно-прикладном искусстве. Неоготические дворцы требовали соответственного внутреннего наполнения: мебели, светильников, декоративных украшений. Мастера использовали в своих произведениях адаптированные архитектурные мотивы: ажурные стельчатые детали, узоры из пересекающихся линий, арки, сложной формы колонки.

Образцом для подражания в этой сфере стала известная английская мебельная фирма Чипэндейл. Она смело использовала готические мотивы в своей работе и принимала заказы на полное, оформление интерьеров — от мебели и светильников до дверных ручек — в едином стилевом решении.

Лекцию читает Миронова Алина Владимировна — лектор-искусствовед, сотрудник Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.