[Музеи Кремля] Виолле-ле-Дюк и воссоздание готики: собор Нотр-Дам в Париже и замок Каркассон [Елизавета Титова]

50

Эхо Средневековья

Неоготика в искусстве западной европы и россии

Образ рыцаря без страха и упрека из героических поэм Средневековья, особенно самой знаменитой из них «Песни о Роланде», манил писателей, художников и композиторов последующих эпох, от поэта Возрождения Лудовико Ариосто до величайшего иллюстратора XIX века Гюстава Доре.

Архитектура готических соборов и замков стала предметом изучения и первых попыток реставрации в XVIII-XIX вв. в Англии и Франции.

Интерес к европейской готике докатился и до России, которой формы стрельчатых арок и витражных окон-роз были исконно чужды, все эти детали появились в проектах Царицына и Петровского путевого дворца в Москве, Чесменской церкви и библиотеке Николая II в Зимнем дворце в Петербурге, в ансамбле «Александрии» Петергофа.

Виолле-ле-Дюк и воссоздание готики: собор Нотр-Дам в Париже и замок Каркассон

В России Проспера Мериме знают как автора новеллы «Кармен», но французам он известен также как человек, который боролся за сохранение памятников архитектуры. Мериме был инспектором исторических монументов Франции, по его приглашению, к восстановлению романских и готических построек обратился молодой архитектор Эжен Вьиолле-ле-Дюк. Его работа во многом повлияла на наше современное представление о соборе Нотр-Дам в Париже, самом знаменитом готическом памятнике.

На лекции вы узнаете, что такое воссоздание средневекового памятника «по Виолле-ле-Дюку», что именно французский архитектор думал о русских средневековых постройках, а также познакомитесь с его главными проектами собором Нотр-Дам в Париже и замком Каркассон.

Лекцию читает Елизавета Александровна Титова — лектор-искусствовед II категории Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.