[Музей экслибриса] Леонардо да Винчи: универсальный гений Возрождения [Елена Забродина]

60

Почти все живописные работы Леонардо не завершены – мастер пытается соединить рисунок и цвет, и лишь в Джоконде ему это удается. Он достигает невероятно тонкого баланса тональных переходов, отказывается от ярких пятен цвета и создает у зрителя ощущение рисунка, переходящего в цвет. В итоге мы любуемся сложной монохромной живописью картины, которая изначально была заказана как портрет реальной женщины, но в итоге превратилась в исследование глубины человеческой души. Леонардо делает рисунок инструментом воплощения своих идей, он – ученый и художник в одном лице, и в этом отразилась вся эпоха итальянского Возрождения. Мастер пытается понять искусство через научный метод в то время, когда наука и искусство отделены друга от друга. Для Леонардо рисунок — средство фиксации мыслительной деятельности. Его работы приобрели самостоятельное значение и стали средством обучения для следующих поколений художников. Рекомендуя себя миланскому герцогу, Леонардо пишет, что он музыкант и инженер, и лишь в последнюю очередь – живописец. На лекции мы посмотрим на разные грани гения, который стал одним из титанов высокого Возрождения.