Музыка и музыкальность [Екатерина Кислова]

90

Музыка и музыкальность
Музыка — это и просто, и сложно одновременно…
Ваша задача — посмотреть на музыку под другим углом. Иначе чем раньше. Не так прямолинейно. Поискать там, где раньше не искали. Услышать то, что не слышали.

Хорошая, «вкусная» музыка — это залог успеха танцевального произведения. Перед постановкой номера подумайте: какой должна быть ваша музыка? Какие эмоции она должна вызывать?

Хореографы довольно часто упускают тот момент, что музыка в постановке — это идейный инициатор, показатель раскрытия темы и задумки танцевальной постановки. Ведь именно музыка в хореографическом произведении показывает отношение хореографа к своей работе, насколько он трепетно и с интересом подходит к созданию своего танца. Поэтому музыка должна быть уникальной, интересной, подходящей именно для конкретного хореографического произведения, что часто упускается постановщиками.

В связи с чем, в настоящее время — в мире, где имеется огромнейшая библиотека готовых музыкальных композиций — можно наблюдать довольно халатное, не самое бережное отношение к своей работе работе постановщика-хореографа. Постановщик также является и педагогом для подрастающего поколения: своим отношением к танцу и музыке он подает пример своим ученикам, что может не самым лучшим образом сказаться на их культурном развитии.

Танец не воспроизводит музыку досконально. Он существует на ее основе, исполняется в синтезе с нею, выражает ее. Это выражение музыки в танце заключается, прежде всего в соответствии образного характера танца образному характеру музыки. Это относится не только к общему характеру настроения (веселая, грустная) и к выражению элементарных чувств — но и к сложным образам, которые в равной мере могут быть присущи и музыке, и танцу.

Можно выделить 3 пути использования музыки в танце:

  • музыка как аккомпанемент;
  • музыка как образ, который мы иллюстрируем (протанцовываем);
  • музыка как атмосфера для номера.

Музыкальность (словарные определения):

  • своеобразная форма ориентировки в музыкальных явлениях;
  • музыкальная одарённость, абсолютный слух, комплекс природных задатков, обеспечивающих возможность воспитания в человеке музыкального вкуса, способности полноценного восприятия музыки, подготовки из него музыканта-профессионала;
  • одаренность в отношении музыки; способность к музыке, к пониманию музыки.

Для развития музыкальности необходимо слушать разную музыку: даже ту, которую вы возможно никогда и не стали бы слушать. Под воздействием музыки у человека постепенно возникает особая слуховая и эмоциональная восприимчивость, которая в процессе музыкального развития все более углубляется.

Слушайте музыку и не забывайте прислушиваться к звукам! Даже они могут быть источником идеи для танцевального номера, создавая особую атмосферу. Шаги, смех, гудки автомобилей, шум толпы, стук колес поезда, лай собак, шорохи и т.д. — все это звуки, попробуйте услышать в них что-то новое, что-то знакомое, что-то свое.

Контрапункт — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. Простым контрапунктом называется соединение мелодий, звучащее только один раз. Если при повторном проведении происходят какие-либо изменения в самих мелодиях или в их соотношении относительно друг друга, то такой контрапункт будет называться сложным. Суть сложного контрапункта — пребывание в одном круге образов, бесконечно длящееся одно состояние.

Продолжительность видео лекции: 32 минуты