[Мышематика] Урок-квест Почтальоны: ищем домики, рисуем портреты [Женя Кац]

93

Урок-квест – хорошая игра на внимательность для детей от 6 лет и старше.

Эта игра очень показательна: есть дети, которые последовательно и внимательно обходят класс и ищут то, что им нужно, а другие забывают задание, мечутся и пропускают половину задания. Кто-то из детей готов долго работать над поставленной задачей самостоятельно и довольно долго, а кто-то постоянно отвлекается, забывает инструкцию, и работает только в том случае, если взрослый ходит рядом и напоминает, что делать теперь.

В комплекте урока:
подробная инструкция по проведению квеста,
набор из 32 карточек с жителями,
16 листов с четырьмя заданиями на каждом,
проверочный лист для учителя

Подготовка к уроку:
развесить на высоте глаз детей большие карточки с домиками и портретами, по одной карточке с каждым домиком и жителем,
приготовить планшеты с листочками бумаги, на котором нарисованы 4 разных домика, простые карандаши, ластики.
Мы даём задание примерно в такой форме: “Мы приготовили для вас сложную игру, для самых внимательных. Каждому из вас мы даём своё секретное задание. Вам надо будет ходить и искать нужные домики, в которые вам надо отнести посылку или письмо. Как будто вы работаете на почте и должны доставить письма. А ещё вам надо будет написать на своём листочке, как зовут жителя из этого домика, и нарисовать его портрет.”

Дополнительные вопросы:

Домики все разные. Кто может показать домик, в котором треугольная крыша и 6 окошек? Хорошо, молодцы.
А кто может прочитать, как зовут того, кто в этом домике живёт?
Кто может мне загадать загадку? Надо выбрать один домик, а потом я буду спрашивать, а вы отвечайте только “да” или “нет”. Это мальчик? Он живёт в домике с белыми окошками? Окошек 4? Окошек 6? Окошек 9? Этот человек улыбается? Это Рита? Вот видите, у нас получилось отгадать жителя, потому что все домики разные.
Ваша задача будет сложной: надо найти нужный домик и позвать нас, чтобы мы проверили, что вы нашли именно тот домик, в котором ждут письма. Потом надо будет нарисовать на листочке рядом с домиком жителя этого домика, как можно подробнее: какие у него волосы, глаза, рот, есть ли у него бусы или серёжки, заколки, усы, борода. И надо написать имя этого человека. Потом вам надо искать следующий домик – и рисовать его жителя. Вот у меня, например, задание – найти домик с треугольной крышей, с 6 чёрными окошками. Кто может мне помочь его найти? Да, это Дина. Мне надо теперь написать её имя и нарисовать портрет: 2 хвостика, улыбку, глаза.
Некоторые дети понимают такую инструкцию с первого раза, другим приходится помогать – пройти с ними мимо 3-4 слов и каждое обсудить – надо его списывать или нет.

Обычно такой квест занимает 30-40 минут, дети при этом постоянно двигаются, каждый работает в своём темпе. Кто-то успевает найти все домики на своём листочке, всех нарисовать и взять второй листок с новым заданием. Кто-то быстро устаёт и «сдувается», и ему нужна помощь и поддержка.

За полчаса кто-то успевает нарисовать 15 портретов, а кто-то 3, и это нормально, дети разные, все они старались! Одни дети умеют располагать детали аккуратно в нужных местах, других как раз можно этому учить в процессе выполнения задания. Некоторые дети забывают рисовать уши, носы, части причёсок.

Это не соревнование, а игра ради процесса. В то же время эта игра очень показательна в плане психологической готовности ребёнка к школе. Умение работать самому в своём темпе, не отвлекаясь на то, чем заняты другие – это как раз то, чему в идеале мы хотим научить старших дошкольников.