[Neon] Витражи, фрески, миниатюры: как читать средневековые изображения [Михаил Майзульс]
124₽
Узнаете, чем средневековое искусство отличается от античного и ренессансного
Научитесь читать изображения, созданные на непривычном для вас «языке»
Разберётесь в системе образов и символов средневекового искусства
Разовьёте навык понимания любых визуальных посланий: от древнеегипетских рельефов до современной инфографики
Подробно о курсе
Фланируя по средневековым залам музеев или входя в огромный готический собор с множеством статуй, алтарей, витражей и фресок, современный зритель часто остается в недоумении. И дело не в том, что он не узнает многих сюжетов или не помнит наизусть всех ветхозаветных персонажей или христианских святых.
Непонимание часто касается того, как устроено изображение и как вообще его читать:
Почему одни персонажи едва достают другим до колена?
Почему деревья красные, а земля – синяя?
Отчего здания по сравнению с человеческими фигурами показаны крошечными или даны в разрезе, словно перед нами не настоящий замок или собор, а его макет?
Почему один и тот же персонаж часто повторяется в одной сцене несколько раз?
Таких вопросов множество. И кто-то формулирует их наивно, но емко: неужели они не умели рисовать?
Чтобы на них ответить, нужно признать, что средневековые изображения говорят со зрителем на языке, который слишком далек от того, к которому нас приучила реалистическая живопись, а потом фотография.
Обычно курсы по истории средневекового искусства посвящены великим мастерам и великим произведениям или памятникам. Это, конечно, важно, но недостаточно. Для того, чтобы понимать средневековые изображения, важно разобраться в их «грамматике»: в том, как в них выстраивается рассказ, как они доносят свои идеи до зрителя, как их читали в Средневековье и как мы можем прочесть их сейчас.
Курс состоит из шести занятий. В каждом из них точкой отсчета станет конкретное изображение – книжная миниатюра, алтарная панель или фреска. Оттолкнувшись от этого кейса, мы взглянем на то, как работало воображение средневековых мастеров, и как они переводили идеи в образы. Перед каждым занятием слушатели будут получать основное изображение с несколькими вопросами.
Михаил Романович Майзульс — Историк-медиевист
Научный сотрудник Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, лауреат премии «Просветитель», соавтор книги «Страдающее Средневековье: парадоксы христианской иконографии» и автор «Мышеловки св. Иосифа: как средневековый образ говорит со зрителем».