Обучение длиною в жизнь: профессиональная организация саморазвития [Анна Мирскова, Максим Фуфаев]

95

С 23 по 31 июля 2020 года проходил онлайн-курс «Обучение длиною в жизнь: профессиональная организация саморазвития и работы со взрослым самостоятельным Учеником».

В постоянно меняющемся мире человек будет успешен, только постоянно развивая свои навыки и компетенции в течение всей жизни. Мы все на своем опыте за последние несколько лет и даже месяцев можем увидеть и почувствовать, как меняются способы познания мира и инструменты обучения. Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR), чаты, подкасты, смс-курсы, e-learning и d-learning и масса других новых форм обучения стремительно заполняют нашу жизнь, выдвигая новые требования не только к обучающимся, но и к тем, кто обучает.
Но не только интернет и технические новшества переформатируют рынок обучения. От педагогики (обучения детей) и андрогогики (обучения взрослых) общество переходит к осмыслению и обсуждению хьютагогики (или эвтагогики, от heutagogy). Эту концепцию самостоятельного обучения, саморазвития взрослых людей предложили в 2000 году Стюарт Хассе и Крис Кеньон в работе «От андрогогики к хьютагогике». Ключевой акцент данного подхода сделан на взрослом самостоятельном Ученике, который осознает необходимость обучения и стремится, непрерывно совершенствуясь и развиваясь, стать успешным в профессиональной сфере и счастливым в личной жизни.
У такого Ученика всегда есть выбор: предпочесть самостоятельное освоение и изучение того или иного вопроса или обратиться за помощью к эксперту, преподавателю или коучу. Следовательно, для всех, чьей профессией является обучение (школьные учителя, преподаватели ВУЗов, представители обучающих компаний и корпоративных учебных центров), актуальным становится вопрос: как соответствовать ожиданиям этой требовательной аудитории? Что мы сами должны знать и уметь, чтобы не просто «оставаться на плаву», а обеспечивать свою успешную профессиональную самореализацию как можно дольше? А, следовательно, и Учитель всегда находится в роли «вечного Ученика», непрерывно развиваясь и совершенствуясь. И это замечательно, поскольку из позиции обучающегося проще осознать и понять требования и пожелания тех, кого мы учим.
На курсе слушатели:

  • Узнали тренды развития рынка труда и обучения, актуальные компетенции настоящего и будущего для того, чтобы не «догонять уходящий поезд», а ехать в нем.
  • Осознали и определили свои персональные барьеры и страхи на пути самообучения и саморазвития для того, чтобы не тратить драгоценное время на прокрастинацию и нерешительность.
  • Определили драйверы и мотиваторы, которые помогут не просто придать импульс и найти энергию для обучения, а позволят получать удовлетворение и удовольствие от процесса и результатов саморазвития им и их ученикам.
  • Построили персональный маршрут обучения и саморазвития для реализации самых важных жизненных целей, как профессиональных, так и личных, как себе, так и своим студентам.

Для кого курс был особенно полезен: преподавателям ВУЗов, менеджерам и преподавателям обучающих компаний и корпоративных учебных центров, HR-специалистам, бизнес-консультантам, карьерным консультантам, а также всем, кто любит учиться новому, кому интересно собственное развитие и развитие своих учеников.
ПРОГРАММА КУРСА
Модуль 1 (продолжительность: 1,5 -2 часа).

  • Какие компетенции важны для достижения успеха и самореализации, кроме всем известных hard skills и soft skills? Из чего складывается успешная профессиональная жизнь. Как построить карьеру?
  • Хьютагогика как новая концепция обучения, позволяющая человеку выигрывать в конкурентной борьбе с людьми и машинами. Какие профессии исчезнут, а какие будут востребованы долгое время?
  • Самостоятельный взрослый ученик: особенности, запросы, мотивация. Требования к обучающимся и обучающим. Какие роли учителя востребованы со стороны самостоятельно развивающихся учеников? Как «монетизировать» свои компетенции тем, кто обучает?

Практическое задание: «Анализ трендов для сферы обучения».
Мы продемонстрируем на примере данного практического задания применение популярного маркетингового инструмента Тrend-watching или «отслеживание трендов». Участники исследуют тенденции и тренды развития рынка обучения, определяя значимые требования к специалистам по обучению и обучающим компаниям со стороны рынка и потребителей.
Регулярное применение Тrend-watching позволяет прогнозировать запросы рынка и выстраивать успешную разработку и продвижение продуктов и услуг.
Модуль 2 (продолжительность: 1,5 -2 часа).

  • Влияние возраста, социальных факторов, профессиональных особенностей на мотивацию и приоритеты обучения.
  • Страхи и барьеры: почему мы боимся учиться? Методы осознания и преодоления персональных страхов на пути саморазвития.
  • Виды и инструменты обучения, очевидные и неочевидные: что может взять на вооружение самостоятельный обучающийся для решения жизненных задач?

Практическое задание: кейс «Инструменты обучения».
Участникам будут предложены практические ситуации, в которых методом мозгового штурма надо будет сформировать максимально возможный список способов и инструментов обучения, для решения описанных в кейсе задач.
Данное задание расширит представление участников об альтернативных способах усвоения информации и развития навыков, что в дальнейшем позволит им подбирать более широкий диапазон средств обучения в реальных жизненных ситуациях.
Модуль 3 (продолжительность: 1,5 -2 часа).

  • Внешние стимулы и внутренние мотивы к обучению. Как определить свои (и своих учеников) персональные мотиваторы и драйверы, которые позволят не терять интерес к саморазвитию? Как поддерживать интерес к обучению максимально длительное время?
  • Анализ сильных сторон и дефицитов, как собственных, так и своих учеников). Развивать преимущества или компенсировать ограничения? Модель «Колесо баланса» как инструмент диагностики и самодиагностики.
  • Как сформулировать вдохновляющие профессиональные и личные цели и определить пути развития/саморазвития для их достижения. Персональный маршрут обучения как метод планирования своего развития: подходы и инструменты.

Практическое задание: «Персональный маршрут обучения».
Участникам будут предложены инструменты формирования собственного персонального маршрута обучения (или маршрута обучения своих учеников). В рамках задания участники самостоятельно опробуют предложенные ведущими подходы на примере одной профессиональной цели и получат рекомендации по дальнейшему самостоятельному применению рассмотренных подходов.
После завершения курса участники смогут самостоятельно формировать и корректировать индивидуальный маршрут самообучения и саморазвития для себя, а также для тех, кто обращается за помощью для достижения профессиональных целей.

Информация о ведущих:

Спойлер
Мирскова Анна
Закончила Санкт-Петербургский Государственный Университет Экономики и Финансов, финансово-экономический факультет и Санкт-Петербургский Государственный Университет, факультет психологии.
С 2000 года работает консультантом и бизнес-тренером. Руководит консалтинговыми проектами по повышению эффективности системы управления, в том числе разработке и внедрению стратегии, повышению эффективности системы управления, по оценке и обучению руководителей и т.п.
Имеет опыт руководства (руководитель отдела, заместитель генерального директора, генеральный директор и др.). Совладелец компании DBC.
Имеет опыт проведения учебных программ в компании DBC, а также в Moscow Business School, Русской школе управления, Школе бизнеса «Синергия», Открытой школе бизнеса (ОШБ МИМ-Линк), ЦНТИ «Прогресс», на факультете психологии СПбГУ, институте практической психологии «Иматон».
Фуфаев Максим
Закончил программу МВА, Открытая школа бизнеса МИМ-Линк.
С 2001 года работает консультантом и бизнес-тренером. Руководит консалтинговыми проектами по разработке стратегии, увеличению продаж, повышению эффективности системы управления, по обучению руководителей и т.п.
Имеет опыт руководства (начальник отдела, член совета директоров, генеральный директор, и др.). Совладелец компании DBC.
Компания DBC работает в области управленческого консультирования, бизнес-обучения и оценки персонала с 2001 года. Входит в состав аудиторско-консалтинговой группы SPG, с 2011 года стабильно занимающей место в рэнкинге 100 крупнейших российских консалтинговых компаний (по версии РА «Эксперт»).
Имеет опыт проведения учебных программ в компании DBC, а также в Moscow Business School, Русской школе управления, Школе бизнеса «Синергия», Высшей школе менеджмента СПбГУ, на факультете психологии СПбГУ, Открытой школе бизнеса (ОШБ МИМ-Линк), ЦНТИ «Прогресс».