Оценочная система и ее влияние на психику в разном возрасте [Ольга Гребенникова]

100

Сегодня вы узнаете, как оценивать результат деятельности детей с учетом их возраста, темперамента, настроения — и как преподносить отметки учеников им самим и их родителям.

В результате вы научитесь грамотно оценивать своих учеников, мотивируя их на дальнейшие успехи.

Оценивание — это процесс, отражающий результативность деятельности воспитанников на занятиях по хореографии, т.е. процесс оценки результата труда. В процессе оценивания у нас есть два основных понятия:

  • оценка — результат процесса оценивания;
  • отметка — количественное выражение оценки.

Если деятельность коллектива носит только развлекательную цель, и не имеет в своей структуре выступлений, открытых уроков, то ее можно не оценивать посредством отметок.

Если это серьезная деятельность, которая требует отслеживания динамики работы коллектива — то тогда имеет смысл вводить оценивание через отметку. И здесь можно выделить 2 подхода к выставлению отметок:

  • рабочая тетрадь (буквенная градация успехов, плюс/минус и т.д.);
  • учетный журнал с четкими отметками (аналог школьного журнала).

Оценочная деятельность состоит из текущего контроля, промежуточной аттестации и итоговой годовой аттестации с отметкой.

Оценивание — это динамичный и сложный процесс, который может сильно повлиять на отношение к хореографии.
Детей оценивать нужно грамотно, зная, как правильно это сделать в зависимости от возраста учеников, с какой периодичностью и т.д.

Критерии оценки, частоту оценивания, ее способы и прочее — каждый хореограф определяет для себя самостоятельно.

Также на лекции подробно разберем:

  • Классическое оценивание
  • Взаимосвязь оценки с психологическими характеристиками личности
  • Особенности оценивания учеников
  • Возрастные особенности воспитанников в процессе оценивания
    • Дошкольники (с 3 лет):
    • Младший школьный возраст (с 7-8 лет):
    • Подростковый возраст (с 11-12 лет):
  • 10 важных критериев оценки
    • Объективной, т.е. непредвзятой, беспристрастной. В ней не должно содержаться субъективного мнения педагога о конкретном ребенке;
    • Адекватной, т.е. соответствующей реальным показателям конечного результата — количественным, качественным, а также вложенным в его достижение усилиям;
    • Мотивированной — содержать четкое обоснование того, почему она выражена тем или иным образом. Для этого учитель должен прибегать к доводам, доказательствам, обоснованию, убеждению. Показателем того, что оценка оказалась убедительной, выступает факт совпадения оценки педагога с самооценкой ученика;
    • Критичной, т.е. содержать указания на определенные недостатки в работе. Она ориентирует ученика на эталонный образец, воспитывает чувство неудовлетворенности, стимулирует активность, предотвращает развитие чувства самоуспокоения;
    • Стимулирующей — побуждающей к продвижению вперед, намечающей перспективу, содержащей оптимистическое начало;
    • Дифференцированной, т.е. расчленяться на отдельные, частные оценки, содержащие в себе четкие указания как на достоинства, так и на недостатки разных учеников по-разному;
    • Заинтересованной — выражающей интерес учителя к личности ребенка, радость по поводу его успехов, огорчение из-за неудач, веру в его возможности;
    • Выразительной — показывающей искренность мнения педагога, убеждающей школьника как в значимости оценки, так и полученных результатах;
    • Понятной — четко и просто сформулированной, доступной для понимания ребенка, без иносказания и заумностей;
    • Уважительной — вежливой, не оскорбляющей чувство собственного достоинства ребенка, признающей его право на собственные ошибки.

Хореография — это труд, сопряженный со взлетами и падениями. Поэтому необходимо уважать любой труд ребенка. Хореографу необходимо помочь ученику понять, что совершение ошибок — это нормальный процесс, которому подвержены не только дети, но и педагоги.

Необходимо помнить, что процесс оценивания никак не должен психологически травмировать воспитанников, а наоборот — помогать им справить с ошибками, научить рефлексии и самоконтролю.

Таким образом, процесс оценивания — это:

  • гибкая оценка;
  • четкие критерии;
  • индивидуальный подход.

Продолжительность лекции: 59 мин.