[Правое полушарие интроверта] Малевич и Кандинский: два лица русского авангарда [Никита Добряков]

48

Сколько было «Черных квадратов» Малевича?
Казимир Малевич, великий революционер в искусстве, известен больше всего своей иконой живописи – «Черным квадратом». И у нас в памяти всегда хранится эта черная точка в искусстве. Но был ли он один? Может, вместо точки есть многоточие?
И, действительно, он не один. У нас существует минимум четыре авторских копии Черного квадрата, о них и расскажем поподробнее.
Первый «Черный квадрат» создан для культовой выставки «0.10», где впервые Малевич представил свой стиль супрематизм. Картина висит в «красном углу», традиционное место икон в доме. И такое расположение картины в экспозиции недвусмысленно показывает цель Малевича — создать не просто художественный стиль, но и почти религиозный культ новой живописной действительности.
Второй «Черный квадрат» сделан в 1923 году, момент, когда Малевич во всю пропагандировал свою теорию и метод. И еще это момент подъема коллективного духа новой советской власти, чьим глашатаем Малевич был в искусстве.
Третий «Черный квадрат» создан для Третьяковской галереи в 1929 году к его масштабной ретроспективе. Он отмечал 30-летие художественной жизни, для которой подготовил все свое творчество и в буквальном смысле пересоздал его. Он обнаружил, что для стройного развития своей живописной техники к супрематизму у него не хватает несколько этапов творчества, и он их доделывает, ставя раннюю дату на полотнах. Так у нас появились картины 1929 года, датируемые 1907. Что вносит некоторый сумбур в наследие художника.
И последний был написан за три года до смерти, в 1932 году. Написан в момент закручивания гаек установившейся советской действительности. Совсем скоро упадет официальный запрет на то многообразие методов, стилей и живописных техник, которым характеризуется русский авангард, и придет один официальный стиль — соцреализм. В такой ситуации новатор и революционер по натуре, каким был Казимир Малевич, конечно, не отвечал запросам новой власти. Но болезнь забрала его раньше массивных репрессий.
А «Черный квадрат» в его вариациях остался с нами, и, как Ницшеанская бездна, начинает всматриваться в тебя, если долго не переводить свой взгляд.
А какое у вас ощущение от «Черных квадратов»?
Автор: Никита Добряков