Преображение желания. Лекция 2. Медиана между общественным и личным: капитализм социальных медиа [Валерия Путинцева-Арданская]

60

Лекторий ММОМА. Курс «Преображение желания: философская оптика». Лекция 2. Медиана между общественным и личным: капитализм социальных медиа

Состояние культуры метамодерна (наступившее в 1990-е со сменой пресловутого постмодерна) характеризуется ситуацией колебания между смещенными ценностными и общественными парадигмами. Рост информационных каналов и социальных медиа приводит к расширению медиатела представителей различных социальных групп. Образ утрачивает свою сакральную функцию и становится предметом продажи на витрине глобального супермаркета индустрии развлечений. Он «пухнет» от гиперпроизводства контента в Instagram и YouTube и онлайн-кинотеатров. Социальные медиа становятся инструментами переноса субъектности на внешний мир — онлайн-сценами разворачивания своего рода эксгибиционизма и вуайеризма. Это же и приводит к стиранию границ между личным и публичным, размывая и моральные представления о допустимом и недопустимом (будь то рождение или смерть в прямом эфире).
Для понимания себя самих мы разберем все эти вопросы с учетом теории капитализма и адаптации понятия праздного класса Торстейна Веблена для цифрового мира. Также рассмотрим несколько философских позиций от Маршалла Маклюэна до Славоя Жижека применительно к функционированию образов массмедиа с учетом произведений актуального искусства.