Просто пишите просто. Апгрейд до модуля Практика [Александр Петров, Ольга Нестерова]
140₽
Если так, пришла пора это изменить – и пройти курс «Просто пишите просто».
Для кого этот курс?
Для авторов художественной литературы и нон-фикшн.
Для копирайтеров и контент-менеджеров.
Для блогеров и администраторов сетевых сообществ.
Для журналистов и редакторов сетевых СМИ.
Для всех, кто хочет улучшить писательские навыки.
На самом деле не важно, писатель вы, журналист, копирайтер, блогер или начинающий предприниматель — этот курс мы создали для всех, кому приходится много писать и кто испытывает с этим трудности или недоволен результатами.
Что внутри?
Основная часть курса состоит из 36 видео, каждое из которых раскрывает отдельную тему. Общая их продолжительность — больше 11 часов. Для того чтобы вам было удобнее ориентироваться в этих материалах, они собраны в 14 уроков и сопровождаются кратким содержанием.
Краткое содержание всех 36 видео основной части курса
Содержание:
1. ВВЕДЕНИЕ: Программа для начинающих и для опытных авторов. Программа для тех, кто любит готовые решения, и для тех, кто их не любит. Что делать с перегруженностью рабочего процесса. Концентрация на одном действии. Как пишу я сам (А.П.). Вредные привычки, полезные привычки и осознанность. Для чего нужны привычки и где они мешают. Универсальные принципы текста. Текст как канал связи. Краткий обзор курса.
2. ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗАДАТЬ СЕБЕ АВТОР: Задачи, которые стоят перед текстом. Тексты, написанные под впечатлением, и тексты, написанные «для себя». Обзор задач, которые может решать текст. Оригинальность и вторичность. В чём идея? Что делать, когда идей слишком много. Погружение автора в тему, важность темы.
3. АУДИТОРИЯ: Понимание целевой аудитории художественных и нехудожественных текстов. Чем плохо писать «для вечности» или «для всех». Как правильно писать «для себя». Как определить свою аудиторию. Модель «Цель — идея — аудитория». Зачем писателю актёрское мастерство. Как писать для нескольких аудиторий. Смысловые уровни текста. Проработка аудитории.
4. ЖАНР, СТИЛЬ И ТОН: Жанры и аналоги жанров. Жанры в классическом понимании и направления жанровой литературы. Жанры в журналистике. Жанры в копирайтинге. Жанры в блогинге. Что такое жанровые каноны и почему они важны. Различие жанра, стиля и тона. Современные функциональные стили и их особенности. Что включает в себя понятие тона. Как найти правильный тон.
5. ОБЪЁМ ТЕКСТА И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ: Почему рассказ превращается в повесть, повесть — в роман, а роман — в цикл. Как уложиться в рамки объёма. Формальные рамки объёма (рассказ, повесть, роман), и как они влияют на вероятность публикации. Когда объём бывает важен. Дополнительные требования к тексту: в художественной литературе, в журналистике, в копирайтинге, в блогинге.
6. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ: Какую информацию нужно искать заранее. Очевидные и неочевидные способы искать информацию. Что делать, если информации нет. Что делать, если информации слишком много. Поиск как форма прокрастинации. Итеративный сбор информации (пять этапов). Информация, которую можно найти потом.
7. ПРИДУМЫВАНИЕ: Фантазия и чутьё на интересные вещи. Чем фантазия отличается от креативности. Как развить это чутьё. Как собирать фактуру.
8. ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ПЛАН: Восемь преимуществ, которые даёт план. Глубина детализации плана (для каждого автора — своя). Рыхлый план и подробный план, их достоинства и недостатки. План и задача текста. План и интерес читателя. План и знания читателя. Простейшая логика плана (несколько вариантов). Связность плана. Лишнее в плане.
9. КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН: Структурный способ создания плана. Творческий способ создания плана. План художественного произведения. Схема братьев Стругацких. Трёхактная структура произведения. Классическая структура произведения и её варианты. Другие структуры произведения. Почему структура нужна, но не важна.
10. ШАБЛОНЫ: Плохие и хорошие шаблоны, их различия. Паттерны в культуре. Что первично: структура или содержание? Худшие варианты шаблонов. Письма из Африки.
11. ЗАЧИН ТЕКСТА: Два самых важных пункта плана. Почему важен зачин. Почему важна концовка. Первый контакт с читателем. Способы начать текст. Плохие способы начать текст. Как начинали мастера.
12. КОНЦОВКА ТЕКСТА: Почему концовку написать труднее, чем зачин. Минимальное требование к концовке. Как работает хорошая концовка. Способы закончить текст. Где брать яркие финальные фразы. Концовка и цель текста.
13. КОНЦОВКИ РАССКАЗОВ: Рассказы с ударным финалом. Моя (А.П.) коллекция концовок. Двенадцать схем из моей коллекции.
14. КАК ПИСАТЬ ЛЕГКО: «Просто пишете, и всё». Вредная привычка, которая мешает писать. Как ещё больше облегчить письмо. Как бороться с перфекционизмом. Как не путаться в сложных предложениях. Как не вязнуть в мыслях. Рекомендуемая длина абзаца и предложения. Неумеренность в деталях. Высокая планка.
15. КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ: Простой способ расписывания. Несколько игровых способов расписывания. Геймификация работы с текстом. Медитация. Как бороться с отвлекаемостью. Привычка додумывать мысли.
16. КАК ПИСАТЬ ЕСТЕСТВЕННО: Приём «Письмо другу», и почему он работает. Умение раскрепощаться. Диктофон. Чтение вслух. Неосознанное стремление похвастаться.
17. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ И ФАНТАЗИИ: Способность к творчеству на уровне привычек. Метод случайных ассоциаций. Инерция мышления. Синестетический метод. Метод наводящих вопросов. Упражнение «Предыстория». Упражнение «Персонаж». Креативные техники. Отличие фантазии от креативности. Наблюдательность. Отличие воображения от фантазии.
18. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ЧАСТЬ 1: Можно ли менять тип присутствия автора в тексте? Какие правила вообще можно нарушать? Как быстро и качественно писать горящие новости? Есть ли будущее у художественной литературы на бумаге в России? Где себе найти редактора и корректора? Где найти критиков? Сложно ли писать в соавторстве?
19. ВКУСОВАЯ ПРАВКА: Что такое вкусовая правка. Почему её нельзя делать редакторам. Разумные пределы вкусовой правки («амазонка Альбера Камю»). Правка как форма прокрастинации. Дайте тексту вылежаться.
20. ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ: Что такое литературное редактирование. Разница между редактором и корректором. Чем занимается и чем может заниматься литературный редактор. Три основных типа ошибок. Этапы редактуры. Снятие вопросов; какие типы вопросов наиболее сложны.
21. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ: Почему вредны ошибки. Миф о врождённой грамотности. Привычка смотреть на свой текст как на текст с ошибками. Постыдные ошибки. Широко известные ошибки. Правила на уровне привычки. Опечатки и проговаривание.
22. СТИЛИСТИКА: Что такое стилистика. Как выработать свой стиль (три этапа). «Завитушки» и «костыли» в тексте. Чем поэзия полезна для стиля.
23. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ: Ошибки словоупотребления. Словарь трудностей русского языка. Коннотации. Ошибки с фразеологизмами.
24. МУСОРНЫЕ СЛОВА: Речевая избыточность. Лексические повторы. Смешение стилей. Внутренняя логика метафоры. Штампы. Маркетинговые штампы. Канцелярит и его проявления. Собственно мусорные слова. О вреде борьбы со словами. Ваши личные слова-паразиты. Частота использования слов в тексте. Активный и пассивный словарный запас. Относительность стилистических ошибок.
25. ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕДАКТОРА: Кто отвечает за русский язык. Языковая норма и нормативные словари. Ненормативная лексика. Слова, не имеющие правильного написания. Орфографический и толковый словари. «Грамота.ру». Что ещё должно быть у редактора. Национальный корпус русского языка. Словарь трудностей. «Свежий взгляд». Чем хороши и чем плохи спелл-чекеры. Программы для тайм-менеджмента.
26. ФАКТ-ЧЕКИНГ: Почему важно проверять информацию. Список вещей, которые нужно проверять в первую очередь. Цитирование и авторское право. Смысловые ошибки.
27. БЕТА-РИДЕРЫ: Две вещи, которые дают читатели: похвала и критика. Где найти бета-ридера. Почему не нужно спорить с читателем. Литературные конкурсы.
28. КАК ПИСАТЬ БОЛЬШИЕ ТЕКСТЫ: План текста и план работы. Чек-пойнты и изменение плана работы. Почему важна регулярность. Этапы работы, на которые уходит бесконечное количество времени. Пространство для творчества. Что делать, когда пропал интерес.
29. КАК УКЛАДЫВАТЬСЯ В ОБЪЁМ, СОКРАЩАТЬ И РАЗГОНЯТЬ ТЕКСТЫ: Структура текста как ключ к объёму. Чувство объёма. Сокращение текста за счёт «воды». Существенное сокращение текста. Упражнение «Сократить роман до абзаца». Увеличение объёма текста (без «воды»). О чём на самом деле ваш текст?
30. ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ АВТОРОВ: Для чего нужны привычки. Привычка ловить вдохновение. Привычка хвалить себя. Отношение к творчеству как к игре. Привычка смотреть на текст глазами читателя. Привычка сомневаться в каждом слове и факте (на этапе правки). Умение читать как писатель. Креативные приёмы как привычки. Привычка собирать наблюдения и идеи. Правильное отношение к критике. Способность преодолевать инерцию мышления. Привычка додумывать мысли.
31. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ АВТОРОВ: Что такое вредные привычки. Привычка критиковать и ругать себя. Привычка полагаться только на вдохновение. Отношение к писательству как к тяжёлому, выматывающему процессу. Привычка писать по шаблонам. Слишком высокая планка. Привычка отчаиваться. Многословие. Отвлекаемость. Привычка зарываться в детали. Обыкновение писать сразу начисто. Привычка бросать написанное и начинать заново. Пофигизм и перфекционизм. Привычка делать по нескольку дел сразу. Склонность держать все идеи в голове.
32. ОСОЗНАННОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЕ ПРИВЫЧЕК: Где и когда нужна осознанность. Как я сам (А.П.) работаю с привычками. Дневник закрепления привычек. Искоренение вредных привычек. «Внутренний будильник» — привычка к осознанности. Эксперимент с листочком.
33. БОРЬБА С ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ: Самая большая сложность — просто начать. Приём «15 минут». Ваш внутренний капризный ребёнок. «Ешьте слона по кусочкам». Привычка браться за работу сразу же.
34. УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ ЧИТАТЕЛЯ: Баланс новизны и узнавания; крайности. Дозирование новой информации. Создание картинки, работа в разных модальностях. Искусство говорящей детали. Избегайте лишних деталей. «Гвозди» братьев Стругацких. Способы удержать внимание читателя. Способы вызвать у читателя интерес. Управление интересом в художественном тексте. Смена планов, смена уровня абстракции.
35. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ ЧИТАТЕЛЯ: Зачем автору эмоции читателя. Как взять под контроль эмоции читателя. Переживаемые и сопереживаемые эмоции. Создание разных типов эмоций. Отношение читателя к нарратору; подстройка под читателя. Внутренний темп истории. Эмоциональная карта произведения. Эмоциональные слова. Стена безразличия. Какие эмоции создаются через сопереживание. Способность к повторному переживанию состояний. Погружение в состояние. Чувство меры при работе с эмоциями.
36. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ЧАСТЬ 2: Какие тексты писать выгодно? Что относится к нежанровой литературе? Стоит ли самому заниматься продвижением себя как автора? Нормально ли отправлять свою рукопись сразу в несколько издательств? Как защитить своё произведение перед тем, как выкладывать его в Сеть? Есть ли смысл перевести книгу на иностранный язык, чтобы пристроить в зарубежное издательство? Как в издательствах платят гонорары? Можно ли принести в издательство свою обложку к книге? Стоит ли копирайтеру или журналисту становиться писателем? Могут ли в издательстве попросить переписать рукопись? Нужно ли фрилансеру профильное образование?
Ведущие:
Александр Петров. Литературный редактор и журналист.
Ольга Нестерова. Закончила Северо-Западный институт печати. Литературный редактор с 2008 года, копирайтер, верстальщик.