[Scandinavian CLub] Цикл лекций. Средневековая история ужасов [Дмитрий Антонов, Михаил Майзульс, Игорь Мокин]
72₽
Темные века Средневековья — это страшное время, когда пала великая Римская империя и весь мир погрузился в пучину хаоса, ужаса и беспросветного мрака. Но было ли так на самом деле? Scandinavia Club представляет курс лекций об ужасах Средневековья, в ходе которого мы разберемся, во что верил и чего боялся средневековый человек.
Программа лекций
Дмитрий Антонов
«Многоликие драконы христианства»
Программа лекций
Дмитрий Антонов
«Многоликие драконы христианства»
Фантастические рептилии — крылатые, огнедышущие, прямоходящие — одни из самых известных персонажей Средневекового бестиария. И на Руси, и на Западе они «обитали» в книжных орнаментах, на доспехах и украшениях, гербах, печатях, эмблемах и, конечно, на иконах, фресках и миниатюрах.
Как утверждали книжники и энциклопедисты,драконы, аспиды, «великие змеи» населяют весь мир: летают в небесах, живут в воде, в горах, пустынях и под землей. Авторы Нового времени пытались вписать разнообразие диковинных рептилий (в реальности которых почти не сомневались) в рамки каких-то классификаций. К примеру, в 1608 г. английский натуралист Эдвард Топселл в своей «Истории змей» разделил драконов на три вида. У одних есть крылья, но нет ног, у других есть и крылья, и лапы, а у третьих — ни того, ни другого, зато имеется гребень на голове и борода. Русские Азбуковники говорили об аспиде глухом, двуногом, летающем и прочих видах и подвидах.
В чем причина такой популярности фантастических змеев в Средние века? Об этом мы поговорим на лекции, проследив, как изображали драконов на Руси и в Европе, в каких сюжетах и мотивах они возникали чаще всего и почему в Средние века образ змеи так часто объединяли с образом женщины.
Михаил Майзульс
«Карательная система: иконография ада в Средние века»
Средневековые изображения преисподней (от крошечных инициалов в рукописях до гигантских фресок на стенах соборов) были призваны отвращать от греха через страх. Однако делали это совсем по-разному.
Одни стремились продемонстрировать невыразимый ужас вечного наказания с помощью мощных метафор, связанных с огнем, тьмой и пожиранием душ нечестивцев. Другие, напротив, шли в сторону максимального «реализма» и превращали ад в периодическую систему грехов или театр наказания. На таких изображениях каждый из видов греха получал свой отсек, где карали только его и собирались виновные с одной и той же «статьей»; кара символически соответствовала преступлению (лжецов вешали за язык, а фальшивомонетчикам заливали в рот горящую серу); грешники носили таблички с указанием того, чем они провинились, или разыгрывали целые спектакли, демонстрирующие преступления, совершенные ими при жизни.
Мы поговорим о том, из каких элементов были сложены средневековые изображения преисподней, и как они менялись с течением времени; как библейские метафоры (вроде «скрежета зубовного» или «червя неусыпающего»), овеществляясь, превращались в отдельные муки; как в средневековом аду классифицировались наказания; как загробное правосудие копировало земное, а земное ориентировалось на загробное; как образы преисподней использовались в политической пропаганде и как, наконец, они порой могли не только пугать, но и смешить.
Игорь Мокин
«Они обещают вернуться: ожившие мертвецы в исландских сагах»
Исландские саги — уникальный жанр литературы. Они рассказывают вроде бы о событиях совершенно реальных, прочно укорененных в быту. По их описаниям судебных дел можно восстановить юридические нормы и правила, а по родственным связям персонажей — картину общества средневековой Исландии чуть ли не до последнего хутора. Однако тут и там на страницах появляются мертвецы, не желающие лежать спокойно, духи мертвых, вселяющиеся в животных, и даже зомби-поэт. Общение с живыми мертвецами и борьба с ними оказываются весьма насущной проблемой для исландцев «века саг».
На лекции вы узнаете, какие виды живых мертвецов встречаются в сагах, как и почему они получили свои названия, почему вообще «возвращаются» к живым, что они любят, чего боятся и как с ними бороться. Мы рассмотрим самые интересные столкновения с ожившими покойниками и обсудим взаимодействие языческого и христианского мировоззрения, которое сказалось на образе живого мертвеца.