[Синхронизация] История России: от Рюрика до Горбачева [София Широгорова]
165₽
История России: от Рюрика до Горбачева
Лектор: София Широгорова
Лектор: София Широгорова
История России порой увлекательнее современной политики. Тексты про восстание декабристов и крещение Руси похожи на злободневные репортажи, нужно только находить связи между событиями и понимать их причины и последствия. Научимся делать это на курсе из 8 вебинаров. Поднимемся над разрозненными событиями и сухими фактами и посмотрим на историю России как на процесс. Прочертим траекторию развития страны от Рюрика до Горбачёва.
- Как Русь прошла путь от децентрализованной демократии до самодержавия;
- Почему Москва оказалась главным «собирателем» русских земель;
- Как Россия стала империей и с кого брала пример
в организации власти; - Была ли у альтернатива у реформ Петра I;
- Почему крепостное право так долго не отменяли;
- Каким видели будущее партии XX века и почему власть
в итоге досталась большевикам; - Как советское общество всего за 10 лет перешло
от революционной свободы к тоталитаризму и почему стали возможны массовые репрессии.
1. Русские земли в Средневековье
- Как формировались древнерусские города и какой была власть в них;
- Из-за чего принятие христианства давалось с трудом;
- Почему феодальная раздробленность — это не плохо;
- Как хану Батыю удалось захватить Русь и как это сказалось на дальнейшем развитии России;
- Какие пути могла выбрать страна после падения ига.
2. От Ивана III до Петра I: начало самодержавия
- Почему Москва — «собиратель» русских земель;
- Как Русь искала исторический образец для нового государства;
- Почему Смута — это кризис русской идентичности, и как удалось его преодолеть;
- Как русское общество относилось к европеизации: от принятия до отрицания;
- Почему Россия стала империей и как это повлияло на политику и экономику страны.
3. От Петра I до Александра II: имперская Россия
- Что реформировал Пётр I и к чему это привело;
- Как Великая французская революция повлияла на российское общество;
- Из-за чего декабристы устроили восстание и было ли оно единственным в Европе;
- Почему русские монархи так долго не отменяли крепостное право.
4. От Александра II до революции: закат империи
- Почему Крымская война привела Александра II к мысли, что страну пора менять;
- Как Россия прошла путь от сакрализации царя до ненависти к нему;
- Могла ли страна остаться монархией;
- Как была устроена система политических партий в начале XX века и каким политики видели будущее;
- Каким был большевизм в начале XX века;
- Чего добилась революция 1905–1907 годов;
- Почему зима 1916–1917 годов оказалась кризисной для Российской империи.
5. Революция 1917 года: семинар
- Попробуем понять мотивацию сторонников революции и ее противников, а также логику революционного процесса.
- Потренируемся работать как историки: не просто узнавать готовые факты, а формировать свое мнение на основе исторических документов.
- Научимся корректно ставить проблему, задавать правильные вопросы, делать собственные выводы и дискутировать на заданную историческую тему.
6. Становление СССР
- По каким законам формировался СССР;
- В чём заключались идеи большевиков и как была устроена их партия;
- Как работал НЭП, был ли он эффективным и почему от него отказались;
- Почему в результате внутрипартийной борьбы к власти пришел Сталин.
7. СССР при Сталине
- Как происходили коллективизация и раскулачивание;
- Почему в 30-е годы страну охватил голод;
- Как репрессии, расстрелы и лагеря стали возможными;
- Существовало ли сопротивление сталинскому режиму;
- Как в СССР функционировали чёрный рынок и система коррупции;
- В каком состоянии Советский Союз встретил Вторую мировую войну;
- Как война повлияла на страну идеологически и экономически;
- Почему после смерти Сталина его систему демонтировали.
8. СССР от Хрущёва до Горбачёва
- Почему Хрущёв критиковал сталинский режим и какой стала советская власть после Сталина;
- Какие «слабые» места были у СССР при Хрущёве, Брежневе и Горбачёве;
- Почему СССР был лидером в покорении космоса;
- Откуда взялось понятие «оттепель» и действительно ли оно описывает события того времени;
- Как выглядело диссидентское движение в СССР;
- Развивались ли общество и экономика в эпоху застоя;
- В каком виде страна «попала в руки» Горбачёву и можно ли было предотвратить распад СССР.