[Синхронизация] Поэзия: понять и полюбить [Ксения Куденко]

155

В школе мы учили стихи Пушкина, Маяковского, Пастернака и Ахматовой. Но между запоминанием рифмованных строк и глубинным пониманием красоты и смысла поэзии есть большая разница.
Чтобы получать настоящее удовольствие от поэзии, нужно изучить её историю и понять принципы, по которым сочиняются стихи. Сделаем это на курсе и поймём, что стоит за замысловатыми строками
За 7 вебинаров мы

  • Познакомимся с главными поэтами в истории и узнаем новые имена
  • Узнаем, как менялась поэзия и отношение к слову с XIX века и до наших дней на примере важнейших произведений
  • Научимся самостоятельно анализировать стихотворения, расшифровывать их идеи и определять, какие приёмы использовали поэты и зачем
  • Лучше поймём стихотворения любимых поэтов и найдём в них новые смыслы
  • Увидим связи между творчеством поэтов и историческим контекстом
  • Разберёмся, как оценивать стихотворения и отличать хорошие стихи от плохих

Программа
1.Знакомимся с поэзией

  • Разбираемся, что называют поэзией, как появилась и развивалась поэзия, по каким принципам создаются стихотворения, можно ли научиться их писать, а также выясним:
  • Какими бывают рифмы, размеры и стихотворные формы
  • Может ли любой текст, записанный в столбик, считаться поэзией
  • Что такое стихи в прозе, верлибр и белый стих и чем они отличаются друг от друга
  • По каким критериям можно отличить хорошую лирику от плохой
  • Что такое современная поэзия и почему многим она кажется странной

2.Расцвет русской поэзии

  • Почему Александр Пушкин гениальный поэт и что в его стихах невозможно перевести на иностранные языки
  • Почему Михаила Лермонтова можно считать самым хрестоматийным русским романтиком
  • Почему Николая Некрасова и Афанасия Фета называют двойниками и врагами одновременно
  • Как из поэзии Фёдора Тютчева и Афанасия Фета вырос символизм

3. Символизм

  • В чём заключаются основные принципы символизма и что утверждали символисты в своём манифесте
  • Зачем символисты старались выйти за пределы первоначального значения слов
  • Кто такие «младшие» и «старшие» символисты и чем они отличаются друг от друга
  • Как Александр Блок слушал музыку эпохи и почему его считают одной из главных фигур поэзии XX века

4.Поэты вне школ

  • Как поэзия Анны Ахматовой родилась из частушки
  • Почему Николая Гумилёва называют неоромантиком
  • Что такое переносы, которые придумала Марина Цветаева, и как поэтесса использовала музыкальный принцип романса
  • Почему Осип Машдельштам — мастер исторического подтекста и поэтической игры

5.Поэты авангардисты

  • Зачем поэты-авангардисты меняли таблички с названиями улиц и носили в нагрудном кармане редис и ложки
  • Почему Сергея Есенина не стоит называть поэтом русской деревни
  • Можно ли научиться «делать стихи» по манифесту Владимира Маяковского
  • Как Алексей Кручёных и Велимир Хлебников сделали акцент не на значении слова, а на его звуке и изобрели новое звучание стихов
  • Как в Серебряном веке зародились черты современной культуры и появились первые «селебрити»

6.Лирика русских эмигрантов

  • Как неприятие советского быта и ощущение ссылки отражено в творчестве Владимира Набокова и Иосифа Бродского
  • Почему Борис Пастернак — это Александр Пушкин XX века
  • Как выглядят стихограммы Дмитрия Пригова и почему одна из них украшает жилой дом в районе Беляево
  • Что такое лианозовская школа и кто такие концептуалисты

7. Ленинградский рок-клуб, русский рэп

  • Как лирика Беллы Ахмадулиной повлияла на стихи Веры Полозковой, а песни Владимира Высоцкого — на творчество участников Ленинградского рок-клуба
  • Почему Бориса Рыжего называют голосом последнего советского поколения
  • Можно ли считать поэзией тексты Земфиры и русских рэперов
  • Почему сленг и нецензурная лексика стали важной частью поэтического языка
  • По каким критериям оценивать современную поэзию