[Скороходы] Интерактивная лекция Горе от ума, А.С. Грибоедов [Наталия Великоцкая]

65

ОПИСАНИЕ:

«Горе от ума» – одно из самых ярких произведений русской драматургии XIX в. Это отличный пример тесной связи литературы и исторического контекста эпохи, в комедии в поэтической форме описаны актуальные проблемы общества. А точность и яркость высказываний способствовали тому, что произведение разошлось на цитаты.

Творческий метод Александра Грибоедова опередил время и помог ему войти в историю русской литературы как автора первой реалистической комедии.

Содержание «Горя от ума» раскрывает столкновение двух больших эпох русской жизни – «века нынешнего» и «века минувшего». Для очевидцев событий историческим рубежом между ними была Отечественная война 1812 г.: пожар Москвы, разгром Наполеона и последующее возвращение армии из заграничных походов. Столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» стало выражением противостояния двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе: сторонников крепостничества в лице Фамусова и передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен в Чацком.

Несомненно, в образе главного героя запечатлелись многие характерные черты поколения
Грибоедова. В среде ровесников автора зарождались идеи декабристов. И то, что произведение вышло в свет в преддверии восстания на Сенатской площади, со многими участниками которого автор был лично знаком, только подтверждает единство стремлений Чацкого и прототипов других героев.

На лекции мы:

— узнаем, кто из окружения автора послужил возможным прототипом главных героев;
— обсудим исторический контекст произведения;
— выясним, как А. Грибоедов работал над замыслом комедии;
— узнаем, какие места Москвы XIX в. описаны автором в тексте произведения и почему именно они;
— познакомимся с модными тенденциями эпохи ампира;
— узнаем о необычной и трагической судьбе А. Грибоедова;
— обсудим, какое влияние комедия «Горе от ума» оказала на русскую культуру.

НАТАЛИЯ ВЕЛИКОЦКАЯ:

ИСТОРИК (МПГУ)
ПЕДАГОГ, АВТОР И РАЗРАБОТЧИК ОНЛАЙН-КУРСОВ, ЗАНЯТИЙ, ЭКСКУРСИЙ.
В работе с детьми считает важным совмещать академические знания с интерактивным подходом, который помогает вовлечь детей в обсуждение темы, делает их активными участниками занятия, позволяет почувствовать себя исследователями. На занятиях совмещает процесс изучения истории общества и истории искусства с тематическими играми, что создает живое впечатление о разных исторических эпохах и способствует формированию исторической эрудиции у детей.