Скромная музыка Камиля Коро и барбизонская школа [Елена Забродина]

65

Все главные направления живописи XIX века соединяются в стиле Коро – и классицизм, и романтизм, и реализм, и импрессионизм. Но в результате мы восхищаемся не эклектикой, а мягким синтезом всех этих направлений в его работах. Залитая солнцем Италия и туманный север Франции предсказывают появление импрессионистов и напоминают о традиции живописной школы Франции XVIII века. Его портреты отражают совершенно новый подход, который искусствоведы назвали «пейзажной концепцией человека».
Коро начал учиться живописи очень поздно, в 26 лет, и поначалу его воспринимали как дилетанта. Но уже вскоре картины Коро демонстрируют его потрясающую восприимчивость материального мира, контрастов света и тени, тонкость поэтического ощущения. Коро проживет очень долгую жизнь, и многие импрессионисты будут обращаться к нему за помощью, поддержкой и советом, в чем он никогда им не откажет. Лиризм и волшебство момента в пейзажах Коро сблизит его с молодыми художниками, которые приезжали в Барбизон в поисках новых путей в своем искусстве.
Коро иногда называют одним из представителей Барбизонской школы, однако этот мастер, безусловно, выделялся среди остальных пейзажистов, работающих в лесу Фонтебло неподалеку от Парижа, рядом с деревней Барбизон, откуда и пошло название этой школы французской пейзажной живописи. На лекции мы посмотрим на круг художников, входивших в число барбизонцев – Теодора Руссо, Шарля-Франсуа Добиньи, Жана-Франсуа Милле, Жюля Дюпре, Диаза де ла Пенья.