Специфика педагогической деятельности. Педагогическая сверхзадача [Ксения Нестерова]

90

Сегодня поговорим о сложном, но очень важном понимании специфики педагогической деятельности:

  • как сильно влияет педагог на становление личности ребенка?
  • какую сверхзадачу поставить перед собой?
  • как оценивать свой профессионализм?

Способность педагога быть учителем подразумевает ощущение некой перспективы своей работы, понимания, что результат педагогической деятельности отсрочен во времени. Педагог видит итог своей работы спустя годы — когда его воспитанник вырастает и выходит во взрослую жизнь.

Педагог должен обращать внимание на то, чтобы культивировать те положительные черты, которые помогут ребенку максимально самовыразиться, а также найти свое место в мире. Поэтому роль педагога велика в воспитании детей очень велика.

Одним из методов педагогики является динамическое наблюдение. Этот метод заключается в фиксировании различных данных на протяжении длительного времени. Данное наблюдение производится по нескольким параметрам:

  • физические данные;
  • артистичность;
  • импровизационность;
  • креативность (умение создавать новое);
  • техничность (как быстро ребенок улавливает движения, насколько чисто и четко исполняет и каким образом воспринимает музыкальный материал).

Педагогу необходимо также помнить, что ученик приходит на урок не только для того, чтобы отработать танцевальную комбинацию. В первую очередь дети идут за получением некоего жизненного опыта. Педагог создает для детей своеобразные легкие тренинги взаимоотношений, понимания себя, взаимопомощи и т.д. Именно это позволяет проектировать и прогнозировать педагогические результаты.

А понимание того, что важно достичь в финале — дает нам уверенность в своих действиях.

Педагогическая сверхзадача

Педагогическая сверхзадача — конечная цель воспитывающего обучения, которую ставит педагог, проектируя развитие учеников.

Каждый учитель должен понимать, что отдельно взятый урок — это всегда часть чего-то большего. Это понимание имеет принципиальное значение, т.к. то, что происходит сегодня — неизбежно влияет на то, что будет завтра, послезавтра и через год. Это осознание поможет педагогу иначе подходить к построению урока.

Один из базовых принципов в педагогике — связь школы с жизнью. Раньше суть его сводилась к тому, что нужно учить ровно тому, что может понадобиться в реальной жизни. Но жизнь не столь прямолинейна. Поэтому принцип «связь школы с жизнью» может быть понят иначе. А может вообще не использоваться по прямому назначению.

Так, выдающийся польский педагог Януш Корчак понимал этот принцип так, что детей нужно уберегать от жизненного негатива, создавая им собственный мир. Создавая этот мир, педагог дает ребенку уверенность, которая поможет в дальнейшем сражаться с жизненными сложностями и вынести все тяготы с достоинством.

Осознанию педагогической сверхзадачи способствует педагогический моральный кодекс учителя, его общая профессиональная культура, педагогический опыт, знания, результаты его рефлексии. Воспитательная роль педагога столь велика, что свои страсти лучше держать вдали от детских глаз.

Профессиональные качества педагога:

  • интерес и любовь к детям, увлечение педагогической профессией;
  • трудолюбие, честность и порядочность;
  • эмоциональность и оптимизм;
  • выразительность речи, педагогический такт;
  • организаторские способности;
  • творческое начало личности;
  • чувство юмора;
  • настойчивость и дисциплинированность.

Педагог совмещает в себе несколько ролей. Он и методист, и организатор, интегратор, генератор идей, коммуникатор.

Продолжительность лекции: 37 минут