Священные символы, образы и мифологемы в истории религий. Миф, ритуал и символ; сознание священного, и как оно устроено [Иван Негреев]

100

Мы привыкли воспринимать мировые религии, как несвязанные между собой. А зачастую, и противоречащие друг другу. Каждая религиозная традиция, независимо, стала ли она мировой или осталась локальной, в основе своей по-прежнему несет региональные культурно-исторические и национальные особенности. Религии отличают географически, типологически, богословски. Бог может быть один. Или несколько. Или не быть совсем. Как ни крути – религии очень не похожи! Разнятся и основополагающие идеи, и мифы, и ритуалы.

Между тем, религиоведы давно заметили, что при всём многообразии проявлений традиции имеют сходные внутренние структуры. Над объяснением этой загадки бьются многие ученые. Одни полагают, что носители отличных религиозных идей могли некогда общаться и заимствовать что-то друг у друга; либо сами идеи могли иметь общие корни. Другие поддерживают теорию общей структуры религиозного сознания. Третьи объясняют это обстоятельство единством религиозного опыта. Но сколько бы ни было мнений, факт остаётся фактом – во всём множестве религий существует некая общность. Она проявляется в сакральных символах и образах, мифологических сюжетах, ритуальных интуициях. Все это вместе можно назвать религиозными феноменами.

Наш курс мы и посвящаем этим феноменам. В кратком теоретическом введении обсудим понятия мифа, ритуала, символа. После рассмотрим священную символику Земли, божественные образы и мифологемы, с нею связанные. Поскольку Земля – мать не только для живых, но и для усопших, далее поговорим о концепциях загробного мира. Потом перейдем к различным формам зоолатрии – звериным аллегориям – и тематическим мифам. Так продвигаясь, мы будем обсуждать священные символы и образы природы в различных ее проявлениях. Если говорить словами Мирча Элиаде: «ни одно дерево или растение никогда не бывает священным просто как дерево или растение; они такими становятся, потому что участвуют в трансцендентной реальности… через растительность возобновляется в своих разнообразных ритмах и «почитается» вся жизнь, сама природа, ее просят, ей молятся». В итоге, двигаясь как бы от земли к небу (куда, собственно, в основном и стремится религиозный человек), мы доберемся до астрологических образов планетарных богов, до Луны и Солнца.
Сакральность Земли – матери и пристанища

Курс состоит из 13 лекций:
1. Миф, ритуал и символ; сознание священного, и как оно устроено.
2. Сакральность Земли – матери и пристанища.
3. По ту сторону мира живых. Образы преисподней и мира мертвых.
4. Тотемизм, звериные образы и формы зоолатрии в истории религий.
5. Зверочеловек как миф и как ритуальная практика.
6. Земля, вырастающая в небо. Священная символика произрастания.
7. Боги, взращивающие и произрастающие. Зерно, пища и сакральный символизм земледелия.
8. Мифологические образы воды в истории религий.
9. Душа в камне. Священные камни и их почитание.
10. Небо и его боги.
11. Планетарные боги. Место астрологии в истории религий.
12. Мистика Луны в кругу между смертью и воскресением.
13. Солнце в религиозном сознании.

В данной складчине — первая лекция курса.
Приглашаем вас на вторую лекцию цикла: «Миф, ритуал и символ; сознание священного, и как оно устроено»
Лектор — Иван Негреев
Религиовед, старший преподаватель кафедры религиоведения Православного Института Иоанна Богослова, исследователь традиционных религий, преподаватель философии Института журналистики и литературного творчества.