Техника работы со сновидениями в современном психоанализе [Надежда Майн, Андрей Россохин]
65₽
З.Фройд «Толкование сновидений»
В 1933-м году Фройд начинает свою 29-ю лекцию «Пересмотр теории сновидений» словами о том, что он желает обсудить, что нового и лучшего внесено в теорию психоанализа и прежде всего в теорию сновидений. Потому что в истории психоанализа она (т с) занимает особое место, знаменуя собой поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений остается самым характерным и самым своеобразным местом в психоанализе, «не имеющим аналогов в … прочих учениях, участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики.» И далее: «Необычность выдвигаемых ею утверждений превратила ее в пробный камень, с помощью которого окончательно определилось, кто смог стать приверженцем психоанализа, а для кого он так и остался навсегда непостижимым.» Там Фройд с огромной признательностью говорит, что теория сновидений для него самого была надежным ориентиром в те времена, когда приходилось сталкиваться с непонятными явлениями в области неврозов, которые сбивали с толку. И когда он начинал сомневаться в правильности каких-то выводов, то всякий раз, когда удавалось представить видевшему сон бессмысленное, запутанное сновидение как правильный и понятный душевный процесс, он снова обретал уверенность в том, что находится на верном пути. Таким образом особо важным именно на примере теории сновидений проследить, какие изменения произошли за это время, с одной стороны, в психоанализе и, с другой, какие успехи были достигнуты в понимании и оценке этой теории современными психоаналитиками.
В «Толковании сновидений» (1900) Фройд показывает, что сновидение, которое, очевидно, является квинтэссенцией бессознательного процесса, представляет собой удивительно сложную творческую деятельность. Можно описать сновидение следующим образом: «Здесь бессознательное представляет собой форму интеллекта. Его проприоцептивные способности получают эндопсихические данные из хранилища бессознательного; оно также регистрирует «психически ценные» переживания дня, сортируя их по мере того, как проходит день и отправляет в своего рода переднюю комнату сна, а затем организует тысячи мыслей, проходящих сквозь жизненный опыт так, чтобы их можно было сновидеть. Сотворение сновидения — это не только замечательное эстетическое достижение, но и самая сложная форма мышления. Сновидение может показаться сотнями мыслей за несколько секунд, и его потрясающая эффективность захватывает дух. В нем можно думать о прошлом, настоящем и воображаемом будущем в одной и той же картине, и сон может собрать весь спектр неявных аффектов опыта полученного в течение дня, включая все разветвляющиеся линии мысли, которые вытекают из этих переживаний».Очевидно, что бессознательное, сотворившее сновидение, не является ни примитивным физиологическим бессознательным, ни тем, чья деятельность ограничивается механизмами вытеснения и формирования симптомов, конфликтов или защиты. Ни топографическая, ни структурная модель не позволяют нам концептуализировать бессознательную креативность, подразумеваемую сновидением.