[Точка интеллекта] Музыка: история музыкальных технологий. Музыка античности и древнего мира [Сергей Летов]

50

Во времена Средневековья музыка входила в состав «семи свободных искусств», находясь наравне с арифметикой, геометрией и астрономией. Позже, в период расцвета науки, многие знаменитые ученые упоминали в своих личных переписках о взаимодействии математики и музыки.

Лейбниц (великий математик, физик, философ) пишет: «Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать». На что Гольдбах (математик, криптограф) ему отвечает: «Музыка – это проявление скрытой математики».

Музыкальная система сложилась гораздо раньше великих открытий. Еще в Ассирии, в музыке главенствовали числовые отношения, и сама теория была напрямую связана с астрологией. Гораздо позже, Пифагор выведет из нее особый музыкальный строй – гармонику. Впоследствии, из античной гармоники появится целый комплекс понятий о музыке – гармония.

Несмотря на всю логичность и последовательность нотной грамоты, такой музыкальный интервал как «тритон», долгое время был запрещен в музыке. Считалось, что с помощью него можно вызвать Дьявола. А в XX веке, британская рок-группа Black Sabbath использовала тритон в своих песнях и… прославилась. Стало быть, музыка связана и с магией? Обращения к богам, руны, заклинания?
Все это было, есть и будет.

Конечно, как просвещенным европейцам, нам куда ближе разделение музыки на духовную, светскую и народную. Под ее нужды и создавались различные инструменты, от простого к сложному. От одноголосия к полифонии. В середине двадцатого столетия массовый слушатель уже сможет оценить необычную, электронную музыку. Дальше – больше. Аналоговые, цифровые синтезаторы, программы для создания мелодий, где мастерство музыканта уже и не так уж и требуется.

Как быть с импровизацией? «Эстетика несовершенства» в джазе, или «искусство интерпретации» в академической музыке? Почему в индийской классической традиции исполнитель обращает внимание на сезон и время суток? Что такое саунд-арт и как орган может звучать от воздействия морских волн? Какими могут быть звуки? Что такое физиология слуха, как звук проникает в нашу голову и становится музыкой?

Обо всем этом, расскажет наш лектор – музыкант, саксофонист, импровизатор – Сергей Федорович Летов.

Краткое содержание курса:

Все аспекты музыкальных практик — от нумерологии и магии до устройства аналоговых и цифровых магнитофонов и синтезаторов. Поверка алгеброй гармонии. Физиология слуха. История музыкальных инструментов, нотной записи. Роль музыкальной импровизации в разных музыкальных культурах. Музыкальные цивилизации и субкультуры. Музыка — где живет и кто кормит: от академической музыки и саундарта до популярной.

Музыка античности и древнего мира

ЛЕКТОР — Сергей Фёдорович Летов:

Музыкант-импровизатор (саксофон), композитор. Выступал и записывался с рок-группами (среди прочих — Аквариум, ДДТ, Гражданская Оборона), сотрудничал с московскими театрами (МХТ им. Чехова, МХАТ им. Горького, театр на Таганке и др.), театрами Италии и Австрии. Гастролировал в США, Японии, Южной Корее, Гонконге, Ливане, большинстве стран Европы. Принимал участие в записи свыше 100 компакт-дисков, грампластинок, кассет и DVD. Проект «Немое кино — живая музыка» был удостоен гранта Президента РФ области науки и культуры в 2010. Лауреат Государственной премии им. Сергея Курехина в 2012.

Полный и действительный член Академии Зауми. Преподавал в ИЖЛТ, Британской школе дизайна (на факультете Moscow Music School). Читал лекции в университетах Ниигата, Токио, Белграда, выступал с докладами на симпозиумах в Берлине, Штутгарте, Граце.