[Точка интеллекта] Религиозные верования дохристианской Скандинавии. Лекция 3 [Иван Негреев]
40₽
Религиозные верования дохристианской Скандинавии. Лекция 3. Точка интеллекта
Иван Негреев
Эстетика средневековой Скандинавии исключительно популярна в последние годы. На тему Эпохи Викингов снимают телесериалы, разрабатывают компьютерные игры; подражая скандинавским фольклорным мотивам, пишут музыку, а видео «Мать Моя сказала» по мотивам сюжета об Эгиле Скаллагримссоне собирает миллионы просмотров на ютубе. Скандинавская мифология привлекает к себе любопытствующих, пожалуй, не меньше греческой, но всё же мифология – это ещё не религия.
На наших лекциях мы попробуем разобраться в религиозных идеях древних германцев. Период германо-скандинавской религиозности на пороге христианизации имел одинический характер, был связан с культом Одина. Во всяком случае, письменной фиксации подверглись преимущественно одинические мотивы. Один предстает в них высшим богом и главой скандинавского пантеона, отцом богов и людей, принимающим воинов в своем царстве, Вальхалле. Однако это не затмило полностью других культов и религиозных идей, которые получили значительно меньшую фиксацию в литературе Древней Скандинавии, но поддаются реконструкции. Важнейшим моментом здесь является индоевропейское генетическое родство древней религии германцев: в отсутствие индоевропейких параллелей нам было бы значительно сложнее увидеть за красочными мифами религиозную систему.
Мы начнем разговор с обзора источников и их характеристики, то есть, о том, откуда мы вообще получаем сведения о средневековой нордической религии. Далее обсудим космогонию и антропогонию. Поговорим об основных одинических мифологемах – таких, как мёд поэзии, жертвоприношение Одина, смерть Бальдра. Рассмотрим важные космологические мифологемы, связанные с Тором, Тюром и некоторыми другими богами. Обсудим такие феномены скандинавской религии, как руническая письменность, шаманские элементы в культе Одина, культовые воины и поэты, формы жертвоприношений. Поговорим о посмертных представлениях средневековых скандинавов и о том, почему Вальхалла – не единственно возможное посмертие. Наконец, важнейшей частью нашего разговора станет скандинавская эсхатология, Рагнарёк, его духовно-этический смысл и возможные ритуально-мифологические корни. Каждый из пунктов нашего разговора будет основываться на множественных индоевропейских параллелях, и в завершение курса мы рассмотрим ближайшие аналоги скандинавского культа Одина в Древней Индии и других культурах индоевропейского ареала.
Приглашаем вас на третий вебинар курса.
Иван Негреев
Эстетика средневековой Скандинавии исключительно популярна в последние годы. На тему Эпохи Викингов снимают телесериалы, разрабатывают компьютерные игры; подражая скандинавским фольклорным мотивам, пишут музыку, а видео «Мать Моя сказала» по мотивам сюжета об Эгиле Скаллагримссоне собирает миллионы просмотров на ютубе. Скандинавская мифология привлекает к себе любопытствующих, пожалуй, не меньше греческой, но всё же мифология – это ещё не религия.
На наших лекциях мы попробуем разобраться в религиозных идеях древних германцев. Период германо-скандинавской религиозности на пороге христианизации имел одинический характер, был связан с культом Одина. Во всяком случае, письменной фиксации подверглись преимущественно одинические мотивы. Один предстает в них высшим богом и главой скандинавского пантеона, отцом богов и людей, принимающим воинов в своем царстве, Вальхалле. Однако это не затмило полностью других культов и религиозных идей, которые получили значительно меньшую фиксацию в литературе Древней Скандинавии, но поддаются реконструкции. Важнейшим моментом здесь является индоевропейское генетическое родство древней религии германцев: в отсутствие индоевропейких параллелей нам было бы значительно сложнее увидеть за красочными мифами религиозную систему.
Мы начнем разговор с обзора источников и их характеристики, то есть, о том, откуда мы вообще получаем сведения о средневековой нордической религии. Далее обсудим космогонию и антропогонию. Поговорим об основных одинических мифологемах – таких, как мёд поэзии, жертвоприношение Одина, смерть Бальдра. Рассмотрим важные космологические мифологемы, связанные с Тором, Тюром и некоторыми другими богами. Обсудим такие феномены скандинавской религии, как руническая письменность, шаманские элементы в культе Одина, культовые воины и поэты, формы жертвоприношений. Поговорим о посмертных представлениях средневековых скандинавов и о том, почему Вальхалла – не единственно возможное посмертие. Наконец, важнейшей частью нашего разговора станет скандинавская эсхатология, Рагнарёк, его духовно-этический смысл и возможные ритуально-мифологические корни. Каждый из пунктов нашего разговора будет основываться на множественных индоевропейских параллелях, и в завершение курса мы рассмотрим ближайшие аналоги скандинавского культа Одина в Древней Индии и других культурах индоевропейского ареала.
Приглашаем вас на третий вебинар курса.