[Точка интеллекта] Славянское язычество. Верования Древних славян, проблема источника [Иван Негреев]

50

Тема славянского язычества всегда вызывает бурные дискуссии. А все потому, что однозначных данных о верованиях славян не сохранилось. Попытки реконструировать их религию неизменно приводят к двум крайностям: либо ученые вовсе отказываются от своих гипотез (в силу недостатка и недостоверности информации); либо пытаются воспроизвести славянскую мифологию, взяв за основу структуру греческого или скандинавского пантеона богов. Последнее приводит к созданию множества псевдоисточников. Таких, например, как Велесова книга.
Официальные источники информации в этой теме можно условно разделить на насколько потоков.

1. Средневековые документы. Например, договоры с Византией и летописи. Сюда же относят христианские поучения, и жития — порой в них встречаются сведения о религии славян.
2. Иностранные свидетельства, начиная от Прокопия Кесарийского.
3. Фольклор (и частично сказка).
4. Археология.

Кроме этого, можно говорить о нескольких вспомогательных источниках. Прежде всего это сравнительная индоевропейская мифология (поскольку славяне — часть общей индоевропейской культуры, было бы неправильно рассматривать их верования в отрыве от этого контекста. А значит, некоторые пробелы в информации о славянском язычестве могут быть частично реконструированы на основе индоевропейских материалов).

Специфика источников определяет характер знаний. Так, ученым широко известна «низшая» мифология, особенно образы нечистой силы. Информации о ней много и, как следствие, она хорошо изучена. А вот в знаниях о «высшей» мифологии есть огромные пробелы. По сути, религиоведам известны лишь некоторые имена богов и крайне отрывочные сюжеты их деяний. И даже эти крупицы информации вызывают в ученой среде ожесточенные споры.

В нашем курсе лекций мы не станем пытаться реконструировать славянское язычество – это работа невозможная, да и неблагодарная. Но мы рассмотрим славянские верования, как научную религиоведческую проблему. И постараемся кратко подытожить академические знания по этой теме.