[Точка интеллекта] Священные символы, образы и мифологемы в истории религий. Мистика Луны в кругу между смертью и воскресением [Иван Негреев]

30

Мы привыкли воспринимать мировые религии, как несвязанные между собой. А зачастую, и противоречащие друг другу. Каждая религиозная традиция, независимо, стала ли она мировой или осталась локальной, в основе своей по-прежнему несет региональные культурно-исторические и национальные особенности. Религии отличают географически, типологически, богословски. Бог может быть один. Или несколько. Или не быть совсем. Как ни крути – религии очень не похожи! Разнятся и основополагающие идеи, и мифы, и ритуалы.

Между тем, религиоведы давно заметили, что при всём многообразии проявлений традиции имеют сходные внутренние структуры. Над объяснением этой загадки бьются многие ученые. Одни полагают, что носители отличных религиозных идей могли некогда общаться и заимствовать что-то друг у друга; либо сами идеи могли иметь общие корни. Другие поддерживают теорию общей структуры религиозного сознания. Третьи объясняют это обстоятельство единством религиозного опыта. Но сколько бы ни было мнений, факт остаётся фактом – во всём множестве религий существует некая общность. Она проявляется в сакральных символах и образах, мифологических сюжетах, ритуальных интуициях. Все это вместе можно назвать религиозными феноменами.

Лектор: Иван Негреев
Религиовед, старший преподаватель кафедры религиоведения Православного Института Иоанна Богослова, исследователь традиционных религий, преподаватель философии Института журналистики и литературного творчества.