[Точка интеллекта] Священные символы, образы и мифологемы в истории религий.По ту сторону мира живых.Образы преисподней и мира мертвых [Иван Негреев]

40

Мы привыкли воспринимать мировые религии, как несвязанные между собой. А зачастую, и противоречащие друг другу. Каждая религиозная традиция, независимо, стала ли она мировой или осталась локальной, в основе своей по-прежнему несет региональные культурно-исторические и национальные особенности. Религии отличают географически, типологически, богословски. Бог может быть один. Или несколько. Или не быть совсем. Как ни крути – религии очень не похожи! Разнятся и основополагающие идеи, и мифы, и ритуалы.

Между тем, религиоведы давно заметили, что при всём многообразии проявлений традиции имеют сходные внутренние структуры. Над объяснением этой загадки бьются многие ученые. Одни полагают, что носители отличных религиозных идей могли некогда общаться и заимствовать что-то друг у друга; либо сами идеи могли иметь общие корни. Другие поддерживают теорию общей структуры религиозного сознания. Третьи объясняют это обстоятельство единством религиозного опыта. Но сколько бы ни было мнений, факт остаётся фактом – во всём множестве религий существует некая общность. Она проявляется в сакральных символах и образах, мифологических сюжетах, ритуальных интуициях. Все это вместе можно назвать религиозными феноменами.

Наш курс мы и посвящаем этим феноменам. В кратком теоретическом введении обсудим понятия мифа, ритуала, символа. После рассмотрим священную символику Земли, божественные образы и мифологемы, с нею связанные. Поскольку Земля – мать не только для живых, но и для усопших, далее поговорим о концепциях загробного мира. Потом перейдем к различным формам зоолатрии – звериным аллегориям – и тематическим мифам. Так продвигаясь, мы будем обсуждать священные символы и образы природы в различных ее проявлениях. Если говорить словами Мирча Элиаде: «ни одно дерево или растение никогда не бывает священным просто как дерево или растение; они такими становятся, потому что участвуют в трансцендентной реальности… через растительность возобновляется в своих разнообразных ритмах и «почитается» вся жизнь, сама природа, ее просят, ей молятся». В итоге, двигаясь как бы от земли к небу (куда, собственно, в основном и стремится религиозный человек), мы доберемся до астрологических образов планетарных богов, до Луны и Солнца.