[Третьяковская галерея] Наталья Гончарова [Галина Серова]

90

«Гончарова — это слово тогда звучало победой», — писала Марина Цветаева о Наталии Гончаровой 1910-х годов, а Бенедикт Лившиц называл ее амазонкой русского авангарда.

Сподвижник и верный друг Михаила Ларионова, она проявила себя как яркий, сильный, самобытный художник. Ее открытия в области станковой живописи подтверждали теории и манифесты первых авангардистов, а часто и опережали их. Она без страха обращалась к самым разным традициям, перемешивая и переиначивая их в своем творчестве, в связи с чем Михаил Ларионов выдвинул «принцип свободного копирования». Импрессионизм и кубизм, неопримитивизм и лучизм в живописи Гончаровой — это бесконечное разнообразие живописной формы.

Особая тема ее неопримитивистского периода — религиозные композиции, в которых художница предложила новое авангардное осмысление древнейшей национальной традиции искусства. Несмотря на сложную и противоречивую общественную реакцию на композиции, Наталии Гончаровой был предложен заказ на храмовые росписи.

С 1915 года Наталия Гончарова начала сотрудничество с «Русскими балетами Сергея Дягилева» и стала одним из самых знаменитых театральных художников-новаторов первой половины ХХ века.

Галина Серова — Кандидат искусствоведения/ Отдел научно-просветительской работы