Женский Эдип и Кира Муратова как прорицатель женского бессознательного [Марина Куликова]

199

Психоаналитический подход к творчеству Киры Муратовой и метафоры ее искусства в проблематике женского — расстройств пищевого поведения и дисморфии. Вытесненное женское. Кира Муратова, наверняка, не знакома глубоко с теорией психоанализа. Она показывает нам, как она чувствует. Женщины в ее фильмах совершают свои преступления без зазрения совести, расчетливо, даже со вкусом, являясь при этом «обычными» женщинами во всех остальных смысла.
На вебинаре мы начнем с Фрейда и обзора его теории, как ее видит Жанин Шассге-Смиржель. Слушатели получат обзор теории сексуальности Жанин Шассге Смиржель (вступление к сборнику).

Кира Муратова предлагает несколько ярких образов:

  • Девочка убивает мужчину (Девочка и смерть);
  • Женщина убивает молодую роженицу и затем свою мать (Офелия);
  • Женщина грабит двух старух за то, что они не имеют детей (Настройщик).

Зигмунд Фрейд в самом начале подхода к «женскому» предложил несколько шокирующих гипотез:

  • Эдипов комплекс как теплые платонические (и вытесненные эротические) чувства к родителю противоположного пола с одновременной амбивалентностью к родителю своего пола со временем растворяется и приводит к латентной фазе у мальчиков.
  • У девочек он не растворяется или, по крайней мере, существует еще долго, девочка находит в нем убежище. Поэтому нет прямых и простых симметрий Эдипового коплекса у мальчиков и у девочек. Нельзя женский Эдипов Комплекс по аналогии назвать комплексом Электры.

Если мальчик в результате растворения Эдипа интроецирует нежно любимую и одновременно страшную фигуру отца, что становится основой мальчикового супер-Эго, оставляет свои притязания к матери, то женщина навсегда привязана к ненавидимой ею матери и не оставляет желания обладать пенисом и отцом. Поначалу страсть к матери одинакова как у мальчиков, так и у девочек. Это первичный объект любви. Эта любовь архаична настолько же насколько надежна вытеснена. Но если у мальчиков Эдип происходит после осуществления комплекса кастрации (страх потери нарциссического органа удовольствия), то девочка уже все потеряла в самом своем рождении. Ее кастрация состоялась, ей нечего терять. Внутренние интроекты не работают (запреты невозможно как полюбить, так и усвоить), девочку можно сдержать только внешними реальными угрозами — наказанием, что «ее разлюбят». Девочка не смиряется с отсутствием пениса, наоборот, разочаровавшись в матери за то, что та не дала ни любви ни пениса, она поворачивается к отцу и начинается история с ребенком сначала от отца, потом от другого мужчины. Женщина не охладевает к своей эдипальной тематике, не расстается с объектом своего желания (который все-таки пенис, хоть и под видом ребенка) и не перестает ненавидеть свою мать (тщательно это вытесняя), не может ее интроецировать ее в виде супер-эго. У женщин плохое работающее Супер-Эго, если оно вообще есть. Закон и любовь не соединились между собой. Более того, женщина жаждет любви, при том, что мужчина просто спокойно любит.

Фрейд осветил несколько ключевых моментов, которые потом по-разному рассматривались разными аналитиками:

  • Смена объекта любви у женщины;
  • Женская привязанность к матери;
  • Смена органа удовольствия (клитор на вагину) у женщины;
  • Интроецированные агрессивные импульсы, связанные эротически и ставшие женским мазохизмом — основой хорошей жены и матери;
  • Желание женщиной пениса, которое не проходит;
  • Нарциссическая уязвимость женщины;
  • Катектирование всего тела в отсутствие пениса;
  • Страх потери любви.

Это первый подход Фрейда к теме женского, который будет подхвачен и рассмотрен его последователями и его критиками.

Есть еще общий момент: оральная природа либидо и сфинктерная природа органов удовольствия что люблю то поглощаю. Женский орган любви устроен практически как рот. Мария Торок это юмористически сравнила интроекцию с жизнью дождевых червей, которые живут тем, что поглощают среду, в которой существуют.

Все это вызывает специфическую картину невроза у женщины. Если мужская тревога звучит как страх потери важной части себя, то женская тревога имеет окраску сосущей пустоты, которую необходимо наполнить и с которой невозможно смириться.

Женщина ригидна и безнадежны для анализа. Что-то кардинально важное уже случилось и состоялась когда-то давно – заключает Фрейд. Но это только начало пути анализа женской проблематики.

Длительность встречи: 1,5 ч.