Жилая среда XX века: имена, концепции, проекты [Анастасия Ярмош]

295

Чем известен дачный домик «Кабанон» Ле Корбюзье? Кто жил на «виллах прерий» Фрэнка Ллойда Райта? Как правильно использовать колыбель Bauhaus Cradle и кровать группы Memphis в виде боксерского ринга? И почему нет ничего более совершенного, чем деревянный табурет Алвара Аалто? Лекционный курс искусствоведа Анастасии Ярмош посвящен истории формирования основных принципов интерьерного дизайна на базе наиболее влиятельных архитектурных школ и дизайн-бюро XX века.

9 ЛЕКЦИЙ / 23 ЧАСА 8 МИНУТ

1/9 — Ле Корбюзье и эпоха функционализма
2 часа 28 минут
Формирование концептуальной авторской интерпретации жилой среды и предметов интерьера. Практика функционализма. Анри ван де Вельде и его проекты. Круг ванн де Вельде: Петер Беренс, Йозеф Хоффман, Йозеф Ольбрих. Влияние Чарльза Ренни Макинтоша на развитие дизайна интерьера в 1910-е годы. Развитие архитектурной практики функционализма в 1920-1940 годы. Деятельность Ле Корбюзье: архитектурна, проектирование, предметный дизайн. Павильон «Эспри Нуво» 1925 г. «Дом-ино» как объект промышленной архитектуры и дизайна. Проект жилой ячейки «Ситроен». Проекты виллы Стайна, виллы Монзи, виллы Савой в Пуасси (1928-1931). Проект «Кабанон» (1951 г.). Проекты Эйлин Грей.

2/9 — Фрэнк Ллойд Райт и Чикагская архитектурная школа
2 часа 14 минут
Развитие архитектуры и интерьера функционализма в США. Творческая практика Луи Салливена в Чикаго. Развитие принципов рациональной среды и архитектуры в творчестве Фр. Райта. Проекты Райта периоды «виллы прерий» – архитектурное решение, оформление, разработка дизайна. Проект «Дом над водопадом». Американский промышленный дизайн – Р. Лоуи, Г. Дрейфус. Стайлинг.

3/9 — Вальтер Гропиус и Баухаус
2 часа 37 минут
Школы искусств и прикладных практик в Европе и США в 1920 – 1940 гг. (Баухаус, Кренбрук). Развитие практики прототипирования и проектирования концепций оформления жилого интерьера в работах школы Баухаус. Теория Вальтера Гропиуса – проблемы композиции и формообразования в прикладном искусстве и дизайне. Проекты жилых единиц. Проект “Am Horh” (1923 г., Веймар).

4/9 — Алвар Аалто и принципы органического дизайна
3 часа 2 минуты
Авторская концепция и принципы организации пространства Алвара Аалто в проектах Выборга, Сунила, Ювяскуля. «Жилье как проблема» (Domus, 1930). Истоки концепции органической архитектуры и дизайна Алвара Аалто. Развитие идей Аалто в архитектурных концептах проектировании жилой среды Заха Хадид, Нормана Фостера, дизайн-бюро Snohetta Architects, BIG Architects, UN studio, MAD Architects, Herzog & de Meuron, Henenghan Peng Architects, Aedas, Lava, OFIS Architects.

5/9 — Джованни Понти и промышленный дизайн
2 часа 41 минута
Проектная культура послевоенной Италии как особая область творчества архитекторов и дизайнеров в 1940-1960 гг. Теория и дизайн-практика Джо Понти. Понятие и содержание концепции «Новеченто». Интеграция высокого искусства и дизайна – интерьерные решения итальянских «классиков» Карло Моллино и Пьетро Форназетти.

6/9 — Чарльз и Рей Имзы: модернизм и дизайн в послевоенную эпоху
2 часа 39 минут
Проектирование предметов мебели для фирмы Генри Миллера. Case Study House и интерьеры дома Имзов (1949 г.). Проекты Ээро Сааринена. Изоморфизм в практике американского дизайна: Жорж Нельсон. Ульмская школа и промышленный дизайн 1960-х годов.

7/9 — Энзо Мари: поп-арт в действии
2 часа 47 минут
Влияние поп-арта и оп-арта на формирование художественной образности предметов жилой среды. Равзвитие понятия «инвайромент» в интерьерныъх решениях последней трети ХХ века. Практика Энзо Мари, Гаэ Ауленти, Мэри Каунт и Вильяма Кляйна. Первая волна «антидизайна» — проекты Гаэтано Пеше. Брутализм.

8/9 — Ээро Аарнио и «космическая программа» дизайна 1960-1970
2 часа 9 минут
Развитие дизайн практик в эпоху освоения комоса. Влияние науки на формирование дизайн концепций и предметно-пространственных решений. Проекты Дж.Коломбо, Rotoliving. Скандинавский модернизм и практика Ээро Аарнио.

9/9 — Мемфис. Дизайн без границ. 1980-2000
2 часа 31 минута
Концепции постмодернизма и их воплощении в проектировании предметов жилой среды. Функция, эстетика, минимализм – проблема оригинального в дизайн-проектах 1980-1990 гг.. Группа «Алхимия» и прикладная практика Алессандро Гурьеро. Алесандро Мендини и радикальный дизайн. Эстетика «стиля Мемфис»: Эторе Сотссас, Андре Бранзи, Микеле де Луки. Голландский дизайн и круг архитекторов Droog Design, эстетика посмодернизма в 1970-1990 гг. Искусство постмодернизма и дизайна — проекты Рона Арада. Роль деформации и дополненной реальности в современном интерьере. Проблема восприятия, физика зрения и механика нейросистем. Коллекция Smoke – деконструкция и аддитивное наполнение. Проекты Рона Гиланда.

Автор курса
Анастасия Ярмош
Кандидат искусствоведения, специалист по истории декоративно-прикладного искусства и дизайна, участник международных научно-исследовательских проектов, в том числе University of Bergen – St. Petersburg University Cooperation Programme in Art History (Норвегия)